Информационно-аналитическое агентство

Заксобрание и правительство обходят раскол стороной

Областное правительство и Законодательное собрание экзаменуют взаимное доверие. Праймериз «Единой России» совпали с работой над резонансным законом о госсобственности. Удастся ли ветвям власти учесть интересы друг друга?

В нынешнем созыве заксобрания все партии уравнены в базовых возможностях. Впервые каждая партийная фракция получила по креслу вице-спикера. Мнения всех политических сил учитываются в работе с одинаковым вниманием. Поэтому областному парламенту удаётся сформировать консолидированную позицию по большинству вопросов.

Тем не менее, в значительной степени существующий расклад это следствие политкорректности единороссов, обладающих контрольным пакетом голосов. Фракция ЕР могла бы занять все руководящие посты и продвигать свои инициативы подавляющим большинством, без учёта других мнений. Поэтому роль и позиция заксобрания очень важна для всех партийных процессов в регионе. Спикер заксобрания Андрей Шимкив дорожит умением договариваться с коллегами, о чём заявляет публично, делая акцент на том, что региональные депутаты ещё ни разу не воспользовались правом фракционного большинства. Одним из примеров тому стала работа областного парламента над законом об управлении и распоряжении госсобственностью.

Накануне прошедшего 23 мая форума «Единой России», где участники праймериз на пост губернатора публично представляли свои программы перед секретарями первичных организаций, в СМИ появилась информация о поправках, которые правительство региона и прокуратура подготовили к законопроекту «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области». Вполне вероятно, что этот документ станет самым значимым вкладом нынешнего созыва в законодательство региона. Резонансный проект предполагает значительное усиление ответственности депутатов посредством согласования операций с областной собственностью и средствами. Речь идёт и о концессионных соглашениях, и об управлении имуществом региональных предприятий, и о сделках с активами, принадлежащими государству.

Напомним, что поводом для разработки и принятия законопроекта стали нарушения в областных госпредприятиях и сомнительные действия чиновников, способные нанести ущерб экономическим интересам области. Депутаты устали вскрывать одну за другой скандальные истории и предпочли найти системное решение, исключающее новые нарушения. Законодательная база нашлась в других регионах, где парламентарии уже продвинулись дальше в организации контроля за госсобственностью и бюджетными средствами. В первом чтении законопроект был принят на апрельской сессии.

Рабочий комментарий зампреда бюджетного комитета заксобрания Валентина Сичкарева о поступивших к законопроекту поправках породил конспирологические версии о мнимом конфликте между правительством и заксобранием. Информационный контекст ставил под сомнение перспективу согласовательного процесса. В СМИ прозвучали оценки, будто поправки сводят на нет смысл закона. Впрочем, интрига началась и закончилась одним днём, благодаря резкой оценке Шимкива, уже не раз называвшего объективные причины, побудившие депутатов взяться за разработку этого законопроекта вне политики. 

«Выборы ещё не начались, а нас уже всех поделили на белых и на красных. Работать надо, а не болтать. Или хотя бы матчасть учить», – заявил Шимкив и привёл в пример обсуждение поправок к бюджету-2018, которых в этом году было порядка трёхсот. «Обсудили, договорились, а значит, с четырнадцатью поправками точно справимся», – прокомментировал спикер, подчеркнув, что «вбить клин между правительством и заксобранием не получится».

Эту же фразу повторил на форуме 23 мая вице-спикер заксобрания Валерий Ильенко, являющийся секретарём областного отделения ЕР. «СМИ играют огромную роль в нашем сознании, и мы наглядно видим, что сегодня пытаются столкнуть лбами правительство с Законодательным собранием Новосибирской области, врио губернатора с председателем заксобрания. Для чего? Вопрос ясный – чтобы дестабилизировать обстановку в обществе, сыграть на руку нашим оппозиционным партиям, которые не гнушаются ничего и идут на выборы, ломая всё и вся», – заявил Ильенко.

Такой посыл не вызвал возражений у депутатов, также обсуждавших участников праймериз и их программы на форуме ЕР. Напомним, что в предварительном голосовании участвуют ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев, директор областного филиала Российского исторического общества Екатерина Болдырева, глава Маслянинского района Вячеслав Ярманов и временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников.

Председатель заксобрания тоже оценил возможности кандидатов. «Правильной» кандидатурой он назвал ректора НГПУ Алексея Герасева, заметив, что «теперь понятно, почему в Новосибирской области такие сильные учителя». А в адрес Вячеслава Ярманова от Шимкива, известного прямолинейными высказываниями, прозвучала не самая лестная оценка заслуг претендента в развитии территории и поддержки сельского хозяйства. Спикер не скрывает негативную оценку ситуации в аграрной отрасли региона и, в частности, в Маслянинском районе, где крупный аграрный холдинг развивается за счёт вложений стороннего инвестора и масштабной поддержки со стороны власти в виде налоговых преференций. Эту позицию Шимкив заявлял неоднократно.

Самым сильным участником праймериз спикер заксобрания назвал врио губернатора Андрея Травникова. Свою поддержку Травникову Шимкив, как «стопроцентный сторонник Президента», высказывал и раньше. «В этом зале сидит не только партийная элита, но и элита поселков, сел и городов региона. Надеюсь, что мы такой командой сделаем всё, что от нас зависит, и получим на выборах губернатора Новосибирской области убедительную победу, – заявил председатель заксобрания на форуме. – Праймериз и выборы должны пройти открыто, чисто, легитимно. И мы сделаем для этого всё, что от нас зависит».

На старте выборной кампании любые события в общественно-политической жизни сложно считать совпадениями. Сугубо практическое обсуждение законопроекта об управлении госсобственностью и рабочая партийная конференция ЕР в рамках праймериз, может быть, и не случайным образом прошли почти одномоментно. Попытка вбить клин между исполнительной и законодательной властью не удалась, все остались при своих. Депутаты, поддержав кандидата исполнительной власти, могут рассчитывать на взаимность при согласовании поправок в закон. Организаторы праймериз в местном и московском руководстве ЕР поставили жирный плюс, получив недвусмысленную поддержку руководства заксобрания. Очевидно – стремление избежать противоречий в ветвях власти это улица с двусторонним движением.