Областные концессии тянутся к расторжению

В заксобрании дождались желанной реакции правительства на критику концессионных соглашений. По инициативе спикера Андрея Шимкива депутаты намерены проконтролировать судьбу денег, неосвоенных на просроченных ГЧП-проектах.

Сложно подобрать новые слова про отношение Законодательного собрания Новосибирской области к крупным концессиям, заключённым правительством. Из года в год на комитетах и сессиях звучат одни и те же претензии, связанные со сдвижками сроков реализации и ростом стоимости объектов. Весенние новости со стройплощадок концессионных школ и поликлиник, звучавшие в СМИ и, само собой, доведённые до депутатов, позволяли предсказать, что возвращение к вопросу в бюджетном контексте будет бурным. Однако правительство заготовило сюрприз.

17 апреля на заседании комитета по бюджетной, экономической политике и собственности ЗС обсуждали поправки в бюджет 2024 года и на плановый период 2025-2026 годов. Представляя законопроект, вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко сообщил, что главная цель первых в нынешнем году правок финансового плана — обеспечить средства для подрядчиков и поставщиков, не справившихся в прошлом году с обязательствами по контрактам. В общей сложности речь идёт о сумме в 4 млрд рублей, больше половины которой приходится на соглашения. Глава Минфина в своём докладе обошёл опасные упоминания концессий и ГЧП. Но эту тему предсказуемо заострили при обсуждении доклада.

«Мы снова рассматриваем увеличение на ГЧП и концессии. Есть ли вообще необходимость планировать эти средства, с учётом, что сроки сдачи переносятся ещё дальше? — спросила вице-спикер Ирина Диденко. — Возьмём школы. Динамика отчётов, которые приходят к нам ежеквартально, показывает, что уровень готовности от 10 до 20 процентов по каждому объекту. И так на протяжении 9 месяцев. Какие управленческие решения готовятся? Есть ли необходимость на 2024 год предусматривать финансирование содержания школ, которое не наступит?».

Представителям правительства следовало быть готовыми к этому вопросу, учитывая, что в марте министр образования Мария Жафярова в стенах областного парламента выразила сомнение насчёт реалистичности планов по сдаче шести концессионных школ в нынешнем году. А по соглашению, напомним, эти объекты должны были ввести ещё в 2023-м.

Кроме того, 10 апреля на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам депутат Вячеслав Илюхин предлагал исключить из бюджета средства на концессии. «У нас ни поликлиники, ни школы, ни инфекционная больница – ничего до сих пор не построено. А мы только и делаем, что каждый год добавляем деньги на эти статьи», — заявил депутат. Голубенко тогда заявил, что в правительстве нынешний год считают финальным для разрешения накопившихся проблем. «Тезис первый: боль разделяю. Тезис второй: опыт наш первый, неуспешный. Тезис третий – правительство делает сегодня всё, что в наших силах, после всех историй с уточнением техзаданий, перепроектированием, фактами, которые говорят о несостоятельности частных партнёров. Мы тоже пытаемся, насколько возможно, всё это отрегулировать», — сообщил глава Минфина членам строительного комитета.

На бюджетном комитете ситуацию прокомментировал первый вице-премьер правительства Владимир Знатков. «Вполне вероятно, мы придём к пониманию необходимости расторжения концессии, — сообщил чиновник. — Чтобы не иметь рисков в судах, мы должны иметь эти деньги в бюджете. Понятно, что они не будут востребованы. Но с точки зрения формализации процессов, эти деньги в бюджет должны быть включены».

Присутствовавший на заседании комитета председатель ЗС Андрей Шимкив не стал спорить со Знатковым, но предложил зафиксировать за депутатами контрольную функцию. «Наверное, вы правы, чтобы не было проблем в судах. Предлагаю компромиссный вариант. Понятно, что средства эти в бюджет надо ставить. Но когда пойдёт возврат — в резервный фонд или иначе — нужно чтобы распределение этих средств прошло через комитет», — заявил спикер. Представители правительства согласились. «После окончательного решения по соглашениям высвобождаемые лимиты не будут автоматически уходить в резервный фонд. Этот вопрос обязательно будет проведён через сессию, через коррекцию и перераспределение», — заверил депутатов Голубенко. Председатель комитета Фёдор Николаев поручил внести эту формулировку в решение.

«Нужно к поправкам разобраться, чтобы не дать частному партнёру возможность получить преференции, на которые он сегодня не может рассчитывать. По тем цифрам, которые представлены, видно, что целесообразности в них нет», — дополнила инициативу Диденко, уточнив, что нужно сверить параметры дополнительных соглашений и фактические сроки.

Непосредственно на заседании комитета при обсуждении бюджетных поправок звучал пример лишь «школьной» концессии. Однако в комментарии для журналистов по итогам обсуждения Николаев сообщил, что также обсуждается вариант расторжения ГЧП-соглашения по строительству 7 поликлиник в Новосибирске. «На самом деле не первый сезон об этом говорим: если что-то не получается, давайте хотя бы частично пересматривать условия и, возможно, отказываться от части. Сегодня мы услышали, что правительство это рассматривает», — заявил глава бюджетного комитета.

Действительно, в заксобрании неоднократно предлагали чиновникам пересмотреть или расторгнуть масштабные соглашения, реализация которых явно отклонилась от планов. Если правительство теперь готово к реальным шагам в этом направлении, на повестку выйдут новые вопросы, связанные с условиями, на которых предстоит разойтись с частными партнёрами. А также подходы к завершению проектов, находящихся в разных фазах строительной готовности. Не исключено, что будет обсуждаться и вопрос об ущербе для бюджета, обусловленный затянутыми сроками.

Другие новости