Информационно-аналитическое агентство

Минсельхоз подаст вагоны в Новосибирск

Обратившись к руководству Минсельхоза РФ и Россельхозбанка о критической ситуации в региональном АПК, депутаты заксобрания впервые добились столь быстрого и качественного резонанса. Вывоз зерна за пределы региона взят на контроль на федеральном уровне.

8 ноября в Новосибирске начал работу II Новосибирский агропродовольственный форум «Горизонт 2025. Вектор развития российского АПК». Форум – это новая, более масштабная форма традиционных Дней урожая, которыми более 20 лет областная власть вместе с аграриями подводила итоги страды. В этот раз крестьянам было не до праздника: нет возможностей вывезти и продать по достойной цене рекордный урожай.

Первый сигнал SOS в столицу отправил областной парламент. На сессии 2 ноября Законодательное собрание по инициативе спикера Андрея Шимкива проголосовало за обращение к министру сельского хозяйства РФ Александру Ткачёву и председателю правления Россельхозбанка Дмитрию Патрушеву. Депутаты крайне редко обращаются за помощью на федеральный уровень, но сейчас ситуация в АПК требует исключительных неотложных мер. Из-за рекордного урожая почти во всех регионах страны резко снизились цены на зерновые. Во многих случаях, пшеницу невозможно продать дороже себестоимости. В Сибири ситуация осложняется большими расстояниями: в ближних регионах на зерно нет спроса, а везти продукцию к морским портам, чтобы отправить на экспорт, очень дорого. Но это полбеды – остро не хватает зерновозов. Урожай нечем везти и негде хранить, поскольку элеваторы в Новосибирской области и соседних субъектах заполнены государственным зерном интервенционного фонда и госрезерва, накопленным в прошлые годы. По причине заполненности закромов Минсельхоз отказывается проводить закупочные интервенции.

В прошлые годы при профицитном урожае именно интервенции были самым эффективным механизмом для стабилизации зернового рынка. В обращении 2 ноября заксобрание напомнило про интервенции, но главный акцент депутаты сделали на проблему с вагонами. «Меры поддержки должны быть направлены, в первую очередь, на обеспечение нормального функционирования зернового рынка, при котором поставка вагонов для транспортировки зерна должна осуществляться в течение 10 календарных дней с даты подачи заявки на перевозку. Общая стоимость перевозки зерна, включая железнодорожный тариф и стоимость аренды вагонов, не должна превышать 3000 руб./т. в юго-западном направлении и не более 2000 руб./т. в восточном направлении», – предложили депутаты министру Ткачёву.

Кроме того, по мнению заксобрания, крестьянам могут понадобиться меры прямой финансовой поддержки в виде субсидий и пролонгации кредитов, если после восстановления нормального функционирования рынка, цены на зерно в Сибирском федеральном округе не стабилизируются на уровне близком к интервенционным, объявленным на 2017 год. Поддержка государства позволит хозяйствам не реализовывать зерно по цене ниже себестоимости.

Проблема актуальна для всех аграрных регионов Сибири. Поэтому обращение новосибирских депутатов оперативно поддержали алтайские парламентарии, которые заявили о намерении рассмотреть такое же обращение на ноябрьской сессии регионального парламента. Не остался в стороне и временно исполняющий обязанности губернатора области Андрей Травников, обозначив проблему Москве. Уже 13 ноября в Новосибирске состоялось заседание оперативного штаба по ситуации на зерновом рынке под руководством первого замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулата Хатуова. За общим столом собрались чиновники по линии АПК, депутаты, руководители хозяйств, операторы элеваторов и железнодорожники.

Затоваривание сибирского зернового рынка происходит далеко не впервые. А совещание под руководством Хатуова стало первым опытом, когда в режиме обмена мнениями все стороны процесса искали решение проблемы, способное переломить ситуацию в самом ближайшем будущем. Прямой диалог позволил расширить круг обсуждаемых вопросов. В том числе, председатель комитета по аграрной политике заксобрания Олег Подойма предложил возродить систему равнодоступного льготного кредитования крестьян. «Доступность по кредитам на сегодня составляет 1/7 часть от общей потребности, что, конечно же, недостаточно. В настоящее время совместно с банками мы ведём работу по совершенствованию этого механизма и обязательно учтём предложение аграрного комитета новосибирского парламента», – пообещал в ответ Джамбулат Хатуов.

В центре внимания были вопросы транспортной доступности экспорта для сибирских сельхозпроизводителей. Есть надежда, что частично проблема излишков будет решена в ближайшее время, и ситуация на зерновом рынке начнёт стабилизироваться. «После детального анализа ситуации на местах, стало ясно, что ежемесячная отправка из СФО в объёме не менее 50 тысяч тонн зерна реальна в ближайшие месяцы, – заявил Хатуов. – Сейчас операторы регионального и федерального рынка зерна в недельный срок заявят о ценах и объёмах своих закупок. Полагаем, что эти цены позволят аграриям СФО продать свою продукцию без финансовых потерь. Меры по обеспечению транспортировки и реализации зерна из Новосибирской области будут усилены».

Таким образом, должно улучшиться обеспечение операторов зернового рынка вагонами для перевозки продукции. Через месяц штаб соберётся вновь, чтобы проконтролировать реализацию принятых решений. Достигнутые договорённости первый заместитель главы Минсельхоза пообещал взять на контроль. «Мы впервые говорим о создании системы работы на зерновом рынке Сибири, связанной с экспортом зерна, – отметил заместитель председателя комитета по бюджетной политике заксобрания Юрий Зозуля. – Нас радует, что, наконец, поставлен вопрос о необходимости выстраивания чёткого механизма по решению вопроса транспортной доступности сибирского зерна для отправки за пределы страны, пусть пока в небольших объёмах. При наличии спроса, а мы видим, что он есть, поставки могут значительно увеличиться».

Объём собранного в Новосибирской области урожая превышает 3 млн тонн. Пускай даже этот показатель в бункерном весе, но всё равно профицит более чем впечатляющий на фоне годового объёма внутреннего потребления, оцениваемого в 1,5 млн тонн. Отправка за пределы региона по 50 тысяч тонн в месяц может показаться несущественным объёмом. Но опыт интервенционных торгов говорит о том, что стабильный канал реализации зерна по удовлетворительным ценам способен успокоить ситуацию в АПК. Главное, чтобы он начал работать. А это вопрос контроля со стороны областной исполнительной и законодательной власти.