Информационно-аналитическое агентство

Куда выведет Дзержинская линия

Власти конкретизируют планы по строительству метро, надежды на которое дал февральский визит Владимира Путина. Борьба проектов, куда тянуть линии, продолжается, и может повлиять на настроения избирателей.

Чего таить греха – на нынешнем этапе разговоры о продолжении метро это предвыборный проект. В первую очередь, он должен пойти в плюс Владимиру Путину, поддержавшему инициативу новосибирских властей. Во вторую – собственно местным руководителям, которые пока считаются потенциальными конкурентами на губернаторских выборах. Мэр Анатолий Локоть постарался максимально застолбить в публичной плоскости своё авторство инициативы по скорейшему продлению линий метрополитена. Врио губернатора Андрей Травников невозмутимо поддерживает эти планы, давая понять, что без поддержки областной власти им не воплотиться в жизнь.

Мэр считает, что без продолжения метро развитие города невозможно. Куда в первую очередь потянутся линии – там и будут лучшие перспективы на обозримое будущее. Наиболее подготовлена к возобновлению строительства Дзержинская линия. На этой неделе мэр провёл выездное совещание на станции «Золотая нива». Там Локоть заявил, что при федеральной поддержке Дзержинскую линию можно будет достроить за год. Слова градоначальника мгновенно растиражировали СМИ. Сначала показалось, что опрометчивое заявление вырвано из контекста. Но позже те же слова появились в официальных аккаунтах Локтя в соцсетях.

Завершением строительства Дзержинской линии может считаться ввод в эксплуатацию метродепо. До этого линия считается нелегитимной. Профильные чиновники неофициально говорят, что сейчас поезда ходят между «Золотой нивой» и «Площадью Гарина-Михайловского» исключительно потому, что контролирующие органы закрывают глаза на несоответствие. А формально остановить движение по линии можно в любой момент.

До недавнего времени обсуждался проект строительства Дзержинского депо на Волочаевской, на территории бывшей Гусинобродской барахолки. Прежде, чем дойти до депо, нужно построить две станции – «Доватора» и «Молодёжную». Даже при самой безграничной бюджетной поддержке за год этот объём работ никак не переделать. Тем более, если учесть, что есть и альтернативный проект Дзержинской линии.

Его визуализация опубликована в спецвыпуске газеты «Новая Сибирь», вышедшем в свет сразу после визита Президента и фактически посвящённого разбору обещаний Путина поддержать ряд масштабных новосибирских проектов. На представленной схеме Дзержинская линия вместо того, чтобы идти вдоль Гусинобродского шоссе до Волочаевской, поворачивает влево и через Плющихинский жилмассив выходит на Выборную, а дальше идёт к Пединституту, за которым уже размещается метродепо. В мэрии и правительстве говорят, что этот проект поддерживает депутат Государственной Думы Виктор Игнатов. В плане возбуждения электората идея подтянуть метро ближе к огромным жилмассивам возле ГБШ и разгрузить в перспективе с его помощью транспортный напряг на Выборной выглядит здорово. Есть и коммерческий интерес – город сможет продать территорию бывшей барахолки, поскольку депо там не будет.

Но Локоть пока поддерживает план директора МУП УЗСПТС Александра Мысика, призывающего завершать Дзержинскую линию по старому маршруту и тянуть Ленинскую линию от площади Маркса к площади Станиславского. В обоснование левобережного развития говорится о необходимости перенести часть транспортной нагрузки с площади Маркса, как единственного крупного пересадочного узла левобережья. Но строительство станции на площади Станиславского потребует нетривиальных инженерных ходов. Непонятно, где там сейчас найти место для выходов из метро. Может, во дворах? Или лучше сделать полную реновацию площади – снести и перестроить окружающие здания? В любом случае, найти места для выходов будет проще, чем увеличить нагрузку наземного общественного транспорта, из-за которого улицы Станиславского и Титова, пересекающие площадь, и без того стоят в пробках.

В общем, в сравнении с «Площадью Станиславского» идея строительства станции «Спортивная» на перегоне между «Студенческой» и «Речным вокзалом» в связке с возведением нового ледового дворца спорта вызывает меньше вопросов.

Заявляя о возможности достроить Дзержинскую линию за год, Локоть, вероятно, имел в виду достройку второго тоннеля между «Берёзовой рощей» и «Золотой нивой». Это задача посильная, при наличии денег, квалифицированных специалистов и оборудования. Дальнейшая очередность станций и выбор направлений ещё могут меняться в зависимости от текущей конъюнктуры. А денег, впрочем, пока нет даже на тоннель.