Информационно-аналитическое агентство

Эксперты увидели новую арену и Центральный мост в схеме развития агломерации

Врио губернатора Андрей Травников решил разобраться, как Центральный мост и застройка поймы в левобережье Оби повлияют на транспортную ситуацию в Новосибирске. У экспертов нет претензий к проектам, но городская власть против.

15 ноября Травников провёл совещание по вопросу перспективного развития транспортной схемы Новосибирска и новосибирской агломерации с учётом крупных инвестиционных проектов. Но повестке власти стоят вопросы строительства Центрального моста и новой спортивной арены. Оба проекта обсуждаются неоднозначно, в том числе, между органами власти разных уровней. В том числе, критики проектов оперируют аргументами о целесообразности именно с точки зрения проблемы транспортной доступности. Между тем, уже пора решать, строить или нет. По словам Травникова, по арене ещё есть время до конца года, а по мосту необходимо определиться в течение одной-двух недель – либо сворачивать дискуссии и подписывать соглашение с концессионером, либо ставить правительство России в известность, что регион отказывается от федерального гранта. Чтобы разобраться в объективности аргументов за и против, врио губернатора собрал профильных чиновников правительства, руководство мэрии и горсовета, депутатов Законодательного собрания и широкий круг экспертов в сферах градостроительства, транспорта и логистики.

Ключевыми докладчиками по теме итогов научно-исследовательской работы над комплексной транспортной схемой новосибирской агломерации, включая прогноз по развитию, выступали профессор Сибирского государственного университета путей сообщения Валерий Хабаров и директор ООО «Терплан» Сергей Заусаев. Комментировал работу коллег директор ООО «Горплан» Владимир Ермишкин, а главный архитектор Новосибирска Виктор Тимонов в своём выступлении оценил преемственность документов планирования областного центра и агломерации в части транспортных вопросов. Эта экспертная прелюдия растянулась больше, чем на час. Не погружённым в
специфику участникам совещания было скучно. Однако презентации экспертов были необходимы, как теоретическая основа для выводов насчёт целесообразности и уместности крупных инвестиционных проектов с точки зрения их влияния на городскую транспортную схему.

Если говорить про Центральный мост, то концепция развития транспортной схемы до 2050 года построена с его учётом. Эксперты транспортной и архитектурной сфер отметили, что вопрос платности проезда по мосту не относится к их компетенции, а в остальном критических замечаний к проекту нет. Но тут же выяснилось, что замечания есть у мэра. По словам Анатолия Локтя, неоднозначно воспринимается не только платность, но и решение по развязкам в левобережной части, «заплетающим» сложную ситуацию в районе площадей труда и Энергетиков. «И что делать с Бугринским мостом?», – внезапно спросил мэр. Градоначальник считает, что введённый в 2014 году мост недозагружен из-за того, что остались недостроенными прилегающие развязки. Бугринский должен был стать основой Юго-Западного транзита, но не стал, посетовал Локоть.

Депутаты заксобрания Илья Поляков, Майис Мамедов и Евгений Покровский однозначно заявили о необходимости строительства моста. Поляков отметил, что мостов много не бывает, и не взять федеральные средства на строительство было бы преступлением. Мамедов добавил, что если сегодня от денег отказаться, завтра, когда строительство моста именно в этом месте станет совершенно необходимым, Москва может отказать в поддержке. Покровский по поводу рассуждений Локтя сказал, что они «ни в какие рамки»: нужно строить новый мост и достраивать развязки старого, на которые требуется 350-400 млн, сумма несущественная на фоне стоимости Центрального. Мэр в ответ заявил, что Новосибирску не нужны недострои, которые уродуют город и раздражают жителей. Поэтому нужно достраивать Юго-Западный транзит. «Так что, отказываемся? – прямо спросил Травников Локтя. – Мне на следующей неделе надо в правительстве дать ответ. Какое управленческое решение вы считаете правильным по Центральному мосту?». «Новый мост я первоочередным не считаю», – ответил градоначальник. Спикер горсовета Дмитрий Асанцев уточнил, не будет ли рокадная дорога, по проекту соединяющая мосты в левобережье, безальтернативно выводить на платный мост. Министр строительства Сергей Боярский успокоил: рокадой предусмотрен обход пунктов оплаты.

Следующий вопрос повестки был по проекту строительства спортивной арены вместе с жилой застройкой участка в пойме левобережья возле метромоста. Новая арена необходима для проведения молодёжного чемпионата мира по хоккею-2023. 3 ноября в Новосибирске президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк однозначно дал понять: будет в городе современная арена – будет и чемпионат. Мы рассказывали, что компания «Парк чемпионов» разработала концепцию строительства ЛДС стоимостью 4,5 млрд рублей в пойме Оби за счёт инвесторов. Окупить затраты предполагается за счёт жилой и административной застройки в пойме. В том числе, речь идёт о 400 тысячах квадратных метров жилья. Проект предполагает комплексное развитие территории, включая организацию парка площадью 12 га и благоустройство набережной. Однако горсовет выступил против проекта. Главным аргументом депутатов были опасения по поводу риска транспортного коллапса в районе Октябрьского моста из-за появления новой арены и жилмассива.

Гендиректор «Парка чемпионов» Игорь Гончаров сообщил участникам совещания, что в связи с вопросами по транспортной составляющей проекта были организованы профессиональные исследования, как застройка поймы отразится на трафике. О проведённой работе отчитались директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов института экономики и транспортной политики Высшей школы экономики (Москва) Константин Трофименко и ведущий инженер НИЛ «Информационные технологии транспорта» Александр Тесёлкин. Независимо друг от друга, и используя разные методики изучения и прогнозирования трафика, эксперты пришли к выводу, что резерва пропускной способности Октябрьского моста и развязки на площади Лещинского достаточно для застройки поймы. Общественный транспорт также справится с возросшей нагрузкой на данном направлении при учёте строительства станции метро «Спортивная».

По словам Трофименко, выход из поймы на мост должны обеспечить два боковых проезда со спусками для автотранспорта вдоль дамбы и прокол под ней – эти решения не потребуют существенных капитальных затрат. Тесёлкин напомнил, что при расчёте нагрузки на транспортную систему надо учитывать две очереди реализации проекта: арена планируется к вводу в 2022 году, а строительство жилья будет завершено лишь к 2030 году. Поэтому нагрузка будет расти постепенно, оставляя время для совершенствования инфраструктурных решений. Профессор Хабаров уточнил по итогам выступлений коллег, что в Комплексной транспортной схеме новосибирской агломерации развитие поймы учтено, как и Центральный мост.

На просьбу Травникова прокомментировать мнения экспертов Асанцев эмоционально спросил Тесёлкина о расчётах прироста трафика: «Вы сами верите в то, что сейчас показали?». Получив утвердительный ответ, спикер заявил, что у него нет больше вопросов, всем видом показывая неудовлетворённость экспертными оценками. Хотя врио губернатора, очевидно, ждал контраргументов экспертного уровня, подтверждающих обоснованность рисков транспортного коллапса. На помощь спикеру пришёл председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин, подчеркнувший, что горсовет выступил против строительства жилья в пойме, а не против строительства арены. Но из-за этой реплики в контексте сложилось впечатление, что загвоздка всё-таки не в угрозе транспортного коллапса, а в экономическом решении, без которого невозможна окупаемость вложений, и, как следствие, нежизнеспособен проект строительства арены за счёт инвестора.

Точка в обсуждении вопросов не поставлена: выслушав экспертов, врио губернатора намерен следом обсудить проекты с общественностью. Как и большинство участников совещания (это зафиксировано в официальных итогах), Травников считает нужным поддержать оба проекта. Которые, к слову, тесно связаны друг с другом: возведение Центрального моста и рокадной автодороги между мостами в левобережье значительно поможет освоению и развитию поймы. В совокупности речь идёт о привлечении более чем 30 млрд прямых инвестиций, государственных и частных, которым городские руководители, похоже, не рады. «Из-за отсутствия одного съезда с Бугринского моста мы можем заморозить два стратегических объекта, это неправильно», – заявил врио губернатора. Но Травников учитывает политические риски, и считает важным заручиться поддержкой муниципалитета. В ближайшее время проекты моста и арены будут интенсивно обсуждаться с руководством мэрии, городскими депутатами и представителями общественности.