Разношёрстную торговлю опять причёсывают
Постановление о нестационарных объектах было принято ещё в 2021 году и предполагало, что до конца 2026-го все неформатные киоски уступят место конструкциям в определённом стиле. Не дожидаясь срока, мэрия закрутила гайки.
Несколько лет предприниматели исполняли постановление в меру своей сознательности, но в марте 2025 года мэр Новосибирска подписал новую версию с более жёсткими сроками. Немного об истории вопроса. К Молодёжному чемпионату мира по хоккею в городе планировали установить четыре категории гостевых маршрутов общей протяжённостью 340 километров. Маршруты хотели привести к единому стилю с точки зрения внешнего вида уличных киосков и павильонов, скамеек, урн и рекламных конструкций. Этим феерическим планам не суждено было осуществиться, и к настоящему времени на повестке осталась лишь некоторая их часть.
Постановление мэрии о нестационарных объектах от 2021 года предполагало, что все аляповатые киоски уступят место стилистически выверенным объектам. В окраске допускаются цвета: перламутровый светло-серый, антрацитово-серый, железно-серый и т.д. Городские СМИ увидели выход нового — актуализированного по срокам — постановления, вспомнили фильм «50 оттенков серого», обсмеяли предложенную цветовую гамму, и упрекнули чиновников в желании сделать наш город ещё более серым.
Бывший главный архитектор города Александр Ложкин на это возражает — почти три десятка лет крайне сомнительным украшением улиц Новосибирска служили разноцветные киоски, на фоне которых фирменный стиль сети «Инмарко» был не самым худшим вариантом (свои киоски, кстати, инмарковцы уже привели к нужной цветовой гамме).
Александр Юрьевич предлагает критикам посмотреть примеры «Михайловской набережной» и Центрального парка, где уже реализованы подходы из постановления мэрии 2021 года. «Там торговые точки не перетягивают на себя внимание. А раньше на набережной из-за киосков и зелени-то не было видно», — напоминает Ложкин.
В защиту главной идеи постановления есть ещё один существенный аргумент эстетического свойства. Достаточно вспомнить, что требования к внешнему виду касаются не только киосков — требования документа распространяются также на торговые автоматы, палатки, галереи, торговые тележки, летние кафе, автостоянки, и даже базарчики по продаже ёлок или арбузов. Это касается имущества тысяч предпринимателей. И они, прямо скажем, не только все цвета радуги в оформлении используют, но и широчайший диапазон стройматериалов, от приличных до непристойно дешёвых. Полагаем, что даже самые злостные критики мэрии согласятся с необходимостью регулирования внешнего облика всех этих субъектов малого бизнеса.
Кого затронет постановление в первую очередь? Владельцы нестационарных объектов на главных улицах города должны к 1 июля оформить их по новым правилам. Улиц, относящихся к 1-й категории, у нас насчитывается 23 километра — преимущественно центр города, Академгородок, площадь Маркса и улица Богдана Хмельницкого. У остальных есть время до 31.12.2025 г. Самым сложным в исполнении видятся требования к группам киосков — они должны быть выполнены в едином архитектурном стиле, располагаться на одной линии и не различаться по высоте. Если киоски отделяет расстояние меньше трёх метров, они считаются «группой». Как разные владельцы будут договариваться о выравнивании своих объектов в одну линию? Себе чиновники этот вопрос не задают: проблемы индейцев вождя не волнуют.
Для любого работника муниципалитета очевидна перспектива, а точнее, бесперспективность намерения реализовать постановление в полном объёме. На тысячи торговых точек просто физически не хватит инспекторов. Соответственно, проверки будут носить рандомный характер. Не исключаем и вариант с коммерческим прицелом — например, нанести материальный ущерб конкуренту через жалобу в прокуратуру.