Инвестиционный климат и криминальный салат
Судебный спор областного Минэкономразвития с компанией «Русагромаркет» на фоне нового витка борьбы с Хилокским рынком говорит о возможности передела в нише оптовой торговли фруктами и овощами, которую много лет будоражат конфликты на стыке политики и криминала.
Исковое заявление министерства экономического развития к ООО «Русагромаркет-Новосибирск» на 424,6 млн рублей — один из крупнейших исков правительственной структуры к инвестору, не исполнившему обязательства. Компания собиралась построить в Промышленно-логистическом парке возле Толмачево крупнейший в регионе оптово-распределительный центр, плодовоовощной хаб стоимостью под 20 млрд рублей в ценах пятилетней давности. Инвесторами проекта выступили Proxima Capital Group и госкорпорация ВЭБ. Первую очередь стоимостью 8,6 млрд рублей удалось достроить и ввести в эксплуатацию весной 2021 года, вопреки проблемам, обусловленным пандемией ковида. Площадь объекта составила более 100 тысяч квадратных метров, и он считался самодостаточным. К 2024 году инвесторы планировали возвести вторую очередь стоимостью 11 млрд рублей.
Областные власти способствовали реализации проекта пакетом мер господдержки, рассчитывая получить до 2030 года 8 млрд дополнительных налоговых поступлений. Ожидалось, что здесь будет создано порядка 900 рабочих мест с хорошей зарплатой. Оптово-распределительный центр должен был стать крупнейшей перевалочной базой для производителей, поставщиков и покупателей продовольствия — посредником между крестьянами и розничными сетями, помогая первым «стандартизировать» поставки под требования ритейла. Так, мощности «Русагромаркета» позволяют не только хранить продукты, но и маркировать их, калибровать по размеру и весу, упаковывать в нужном формате и объёме.
Помимо инфраструктуры для оборота овощей и фруктов, хаб оснастили оборудованием для хранения и торговли мясомолочной продукцией, акцентируя внимание на возможностях работы с разнообразной сельскохозяйственной продукцией. Но в проекте изначально видели потенциально мощного конкурента лидерам плодовоовощной перевалки — Хилокскому рынку и оптово-розничному центру «ФудСиб». Кроме того, свою заявку на оптовую торговлю гостинцами из Средней Азии сделал рынок «Мандарин», построенный в Верх-Туле для сманивания арендаторов с Хилка.
Попытка Минэкономразвития взыскать с «Русагромаркета» меры господдержки, оказавшиеся не в коня кормом, подсказывает, что проект уже не взлетел в плановом объёме. парадоксально, что именно сейчас начал проявляться результат многолетней борьбы с Хилокским рынком, в которую были вовлечены лоббисты, общественники и правоохранительные структуры. Многочисленные жалобы на околорыночную инфраструктуру и на мигрантов на удивление прицельно долетали до председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина, провоцируя его оперативную реакцию. Рейды силовиков на рынок и в окрестности стали серийными.
5 марта общественники обратили внимание СМИ, что территория Хилка будто пустеет — фуры торговцев потянулись на площадку «Азия-Сибирь» возле Верх-Тулы, где раньше размещался рынок «Мандарин». Организацией проекта «Мандарин» занимался бывший депутат и меценат Михаил Колмогоров, являвшийся фигурантом уголовного дела о заказном убийстве (ранее его знали под кличкой «Чеботарь»). Вместе с директором «Мандарина» Сергеем Белоусовым Колмогоров стал фигурантом громкого дела о взятках руководству прокуратуры Новосибирской области. Соучредителями «Мандарина» были компания «Евразия Сибирь» (созвучная нынешнему оператору площадки «Азия-Сибирь») и «Сибирские просторы». Учредителями последней стали известные бизнесмены Эдуард Таран и Олег Яровой. Таран попал под домашний арест из-за уголовного дела о хищениях в новосибирском аквапарке. Яровой прославился сделками со следствием, которые легли в основу двух громких уголовных дел против руководящих сотрудников прокуратуры области и города. Климат в Сибири, в целом, суров, инвестиционный — не исключение.