Подкуп избирателей становится из вялотекущего хроническим

В конце каникул депутат заксобрания от КПРФ Роман Яковлев анонсировал раздачу 100 тысяч саженцев кедра жителям региона. Оппозиция уже активней политиков от «партии власти» использует распределение материальных благ для завоевания симпатий электората.

Российские законы и правоприменительная практика удивляли во все времена. В избирательном праве чудеса происходят прямо на глазах. Больше 20 лет государство закручивает здесь гайки, последовательно ограничивая инклюзивность законодательных и представительных органов. Всё жестче становятся правила агитации. Всё больше рисков для кандидатов и партий. Признаки подкупа избирателей классифицируются как роковые ошибки. Но всё это — лишь в период официальной предвыборной кампании. В политическое межсезонье политики могут творить, что хотят. В Новосибирске это выливается в форменную вакханалию массового подкупа.

Буквально одного избирательного цикла хватило, чтобы общественная роль политиков поменялась радикально. Действующие депутаты и соискатели мандатов превратились в мужей и жён «на час», с полной самоотдачей занимаясь решением бытовых проблем избирателей. Это отчасти компенсирует бессодержательную внутриполитическую повестку. В условиях спецоперации конкуренция идей сошла на нет, но будет честно признать, что не особо активной она была и в предшествовавшие «пандемийные» годы. Теперь на местном уровне партии соперничают иными преимуществами — кто больше праздников проведёт, кто больше «плюшек» раздаст народу, кто окажет больше индивидуальных услуг.

Для «Единой России» это не новая тактика. Как бы парадоксально это не прозвучало, политикам от «партии власти» всегда было тяжелее «в поле», чем оппозиции. За поддержку административного ресурса нужно было платить отсутствием критики в адрес исполнительной власти. А также во многих случаях вынужденно игнорировать проблемы, по-настоящему волнующие людей. Отсюда бессодержательные, зачастую бессмысленные предвыборные лозунги и программы, по сути переписывающие планы исполнительной власти.

Новелла последнего времени в том, что карнавализация предвыборной повестки захватила и оппозицию. Кичившаяся глубоко эшелонированной идеологией КПРФ перехватывает приёмчики буржуазии, устраивая серийные праздники и раздавая налево и направо материальные блага. Предвыборные акции становятся похожи по стилю на «вертолетное» разбрасывание денег. То есть, до прямой раздачи дензнаков дело пока ещё не дошло (этого, скорее всего, стоит ждать непосредственно в дни голосования). Но чем по сути отличается раздача школьных наборов, новогодних подарков, тех же саженцев деревьев?

Яковлев не впервые проводит акцию с кедрами. По его данным, в прошлом году с его подачи было высажено 50 тысяч деревьев. В этом году объём вложений вырастет вдвое до 100 тысяч саженцев, поскольку акцию предполагается двигать не только в городе, но и в районах области. Интересно, что, будучи секретарем обкома КПРФ, ответственным за избирательные кампании, свою инициативу Яковлев продвигает под брендом вновь созданного движения «За зеленый и чистый Новосибирск». По-видимому, «экологическая» повестка должна привлечь симпатии более широкой аудитории.

На бесконечных, переходящих один в другой гуляниях на округах коммунисты не только развлекают гостей, но и кормят-поят народ. Зачастую ещё и одаривают брендированными сувенирами. Повторимся — с точки зрения закона здесь всё чисто. Действующая практика не предполагает для политиков ответственности за перегибы в саморекламе, когда официального старта кампании ещё нет. Тем не менее, думающие и любознательные люди не могут (да и не должны) воздерживаться от закономерного вопроса — за чей счёт банкет?

Уже сейчас понятно, что текущая кампания по выборам в Законодательное собрание и Совет депутатов Новосибирска будет самой дорогой из подобных. За счёт бесконечных праздников и подачек избирателям цена позитивного контакта существенно возросла, цена голоса — тем более. Участвующие в разгоне «электоральной инфляции» коммунисты пока выдерживают «гонку бюджетов», а на некоторых округах даже лидируют в ней. При этом подавляющее большинство политиков от КПРФ не располагает собственным бизнесом и иными источниками существенного дохода. Кто платит за эти праздники, тот и является настоящим заказчиком музыки. А поскольку вложения в оппозиционных политиков требуют всё больше ресурсов, значит, ожидания отдачи для спонсоров тоже растут, но эта подоплёка пока скрыта от избирателей.

Другие новости