Областные власти готовы к большим расторжениям
Губернатор Андрей Травников прокомментировал ряд проблемных вопросов на пресс-конференции, посвящённой итогам-2024. Системным результатом можно назвать перезагрузку отношений с подрядчиками по крупнейшим проектам, которой суждено продолжиться в следующем году.
В бизнесе время от времени приходится прибегать к неприятной, но оздоравливающей процедуре — фиксировать убытки. Когда проект выбивается из графиков и смет, приходится идти на радикальные меры, чтобы избежать ещё больших потерь. Иногда ставить точку, иногда перезапускаться, с другими партнёрами и другими подходами. Для исполнительных органов власти такие перезагрузки явление редкое, поскольку велики риски непредсказуемых сопутствующих потерь — временных, ресурсных, репутационных. Областное правительство в 2024 году набралось решимости для радикальных решений затянувшихся проблем, полагая, что оперативное вмешательство принесёт эффект лучше, чем продолжение ожидания у моря погоды.
На пресс-конференции 12 декабря губернатора просили прокомментировать наболевшие темы затянувшихся проектов, которые у всех на слуху. В первую очередь, концессию по строительству шести школ. Стройплощадки заморожены в разной степени неготовности, руководитель компании-концессионера в СИЗО по обвинению в мошенничестве. Прокуратура обратилась в суд с иском о расторжении концессии и о взыскании убытков с концессионера. Можно ли было избежать такого промежуточного итога, выбрав иной механизм реализации проекта? «Федеральным правительством была запущена программа строительства школ по концессии, и Новосибирск просто не имел права не войти в эту программу. Когда мы громче всех говорим, что нам не хватает школ, денег, и мы не входим в новую программу по строительству школ — нас бы никто не понял», — решительно отмёл инсинуации губернатор.
По словам Травникова, у концессии были явные преимущества, но в процессе реализации их перечеркнули недостатки. Главное преимущество — возможность быстро приступить к решению задачи, на которую в бюджете нет средств. «Существенный недостаток – сложные взаимоотношения подрядчика, банка, частного партнёра, у каждого свои интересы и условия. Зачастую неисполнение обязательств хотя бы одним из участников проекта, приводит к срыву сроков», — отметил глава региона. Также он отметил чувствительность подобных инициатив к ключевой ставке ЦБ. «Некоторые объекты мы сознательно останавливали. Продолжали реализацию тех проектов, где нам удавалось привлечь деньги федерального бюджета. Накопленный опыт и объём недостатков, которые возникают при концессиях и ГЧП, привёл нас к окончательному выводу, что этим инструментом мы больше пользоваться не будем, за исключением каких-то очень редких случаев, когда условия достаточно выгодные», — заявил Травников. Примером для исключения он назвал строительство мусороперерабатывающих заводов в рамках «мусорных» концессий.
Тем не менее, школы тоже могут достроить по концессии — при условии замены концессионера на компанию, подконтрольную правительству. Либо достраивать придётся силами правительства за счёт бюджетных и заёмных средств. Под вопросом перспектива завершения ГЧП-проекта по строительству семи поликлиник. Губернатор выразил уверенность, что три объекта начнут обслуживать пациентов в ближайшие месяцы. Судьба прочих поликлиники решится в следующем году.
В 2025 году ожидается ввод ещё одного долгожданного концессионного объекта — Центрального моста вместе с развязками. Темпы строительства существенно снизились после того, как областной Минтранс приморозил финансирование из-за несогласованных проектных изменений. «В дальнейшем средства капитального гранта не будут предоставляться до тех пор, пока не будет приведена в соответствие проектная документация. Пока документация не пройдёт экспертизу — грант выделяться не будет», — подчеркнул губернатор.
Что касается долгожданной станции метро «Спортивная», по словам Травникова, городские власти слишком доверяли бывшему заказчику и подрядчику объекта — муниципальному предприятию «Метро МиР» и компании «СпецТрансСтрой». В итоге столкнулись с серьёзными проблемами при согласовании изменений проектной документации в Главгосэкспертизе. В нынешнем году на станции сменился и заказчик, и подрядчик. Губернатор считает, что «Спортивную» откроют к началу нового хоккейного сезона в 2025-м.
Также в следующем году ожидается ввод второго (по сути — первого) этапа Восточного обхода — от трассы на Ленинск-Кузнецкий до Кольцово. Это обнадёживающий пример перезагрузки, поскольку работы удалось ускорить лишь после банкротства прошлого генподрядчика ОАО «Сибмост», которое не смогло вывезти программу. Новый подрядчик — «Новосибирскавтодор» — готов работать в опережающем графике. Сдерживающим фактором являются лишь ограниченные лимиты федерального софинансирования.
Губернатор однозначно заявил, что в дальнейшем областные власти не намерены до последнего помогать отстающим подрядчикам: «мёртвых тянуть за уши» и «хромым приставлять ноги», как это было на строительстве «Сибирь-Арены». «Нам это надоело. В отношении недобросовестных исполнителей мы пойдём на расторжение соглашений. Даже если это приведёт к потере сроков и возвращению федеральных средств с риском их невозвращения», — пообещал Травников, подчеркнув готовность использовать судебные и уголовные рычаги.
Необычным штрихом для традиционной пресс-конференции стал комментарий губернатора про слухи о его уходе. «Все семь лет моей работы эти слухи возникают с периодичностью два раза год: весной и осенью. Весной меня должны снять за упущения в работе, а осенью — отправить на повышение. Мне сложно сказать, как эти слухи рождаются, но скажу, что я обязательно уйду, но не сейчас», — заявил Травников. В контексте сказанного это критичная информация для подрядчиков, затягивающих бюджетные контракты. В будущем году они могут столкнуться с более жёсткими претензиями, чем прежде.