В «СпецТрансСтрой» пришли, выждав сорванные сроки
Факт возбуждения уголовного дела против руководства «СпецТрансСтроя» — одного из крупнейших подрядчиков по госконтрактам — мало кого удивил в новосибирском истеблишменте. Удивил повод: в багаже компании масса проблемных проектов.
«СпецТрансСтрой» был создан в 2021 году, и с тех пор почти всё время на слуху. Столь молодая компания будто бы разом оказалась подрядчиком по ряду крупных проектов в Новосибирске и области. Между тем, как рассказывал ЦДЖ, пакет контрактов формировался не в одночасье. До июля 2021 года компания называлась ООО СК «Градопроект», и вместе с АО «Горкоммуникации» работала на крупнейших инженерных и транспортных проектах в рамках создания инфраструктуры для левобережного ЛДС «Сибирь-арена». Речь о гигантском коллекторе возле стадиона, о станции метро «Спортивная», подъездной дороге от пляжа «Наутилус» к арене и подземном переходе сквозь дамбу Октябрьского моста. Впоследствии нашлась связь между «СпецТрансСтроем» и «Горкоммуникациями» через общих учредителей.
Столь крупный подрядчик вырос при бывшем руководителе МП «Метро МиР» Александре Мысике, но было бы упрощением сказать, что завидный пакет контрактов был сформирован стараниями одного муниципального руководителя. Также «СпецТрансСтрой» набрал в области подрядов по строительству объектов по программе «Чистая вода», в областном центре получил контракт на капитальный ремонт Октябрьского моста, работал по ряду контрактов (в том числе засекреченных) с государственным научным центром «Вектор». Здесь мы перечислили топ самых резонансных проектов, были и масштабом поменьше.
Беда «СпецТрансСтроя», унаследованная ещё от «Градопроекта», была в том, что судьба подрядов заставляла задуматься о наличии у подрядчика адекватных компетенций, ресурсов и ответственности. Какой-то ресурс, позволявший выбивать контракты и получать финансирование неисполненных работ, безусловно, был. Но для истории успеха его одного явно было недостаточно. Один за другим, подряды в исполнении компании, превращались в источник головной боли для властей. Чего стоило одно требование правоохранительных структур снести дорогу от «Наутилуса» к арене, как несоответствующую проекту! Хотя более яркого примера, чем «Спортивная», даже придумать сложно. Станция почти два года стоит в почти готовом виде, но из-за этого «почти» её не могут ввести.
Регулярные отступления компании от проектных решений и срывы сроков становились достоянием общественности. Правоохранительные органы давно имели поводы и основания вмешаться, но воздерживались от решительных действий. Бытовало мнение, что это связано с особой значимостью объектов, на которых работал «СпецТрансСтрой». Мол, схлопни подрядчика — и невесть, когда завершения работ дождёшься.
В первую очередь терпение лопнуло у властей — в 2024 году муниципалитет расторг со «СпецТрансСтроем» контракты на ремонт Октябрьского моста и на строительство «Спортивной». Компания получила весомые финансовые претензии. Гендиректор подрядчика Сергей Арапов через прессу выдвинул публичные претензии заказчикам, назвав основной проблемой не проработанность предоставленной проектной документации. Это стало точкой необратимости в конфликте. Вмешательство силовиков было лишь вопросом времени.
5 декабря Арапова и его заместителя Виталия Сукача задержали по обвинению в хищении 130 млн рублей на двух контрактах. По версии следствия, при выполнении подряда по «Чистой воде» в Татарске топ-менеджеры убедили поставщика завысить стоимость насосного оборудования на 87 млн рублей, а разницу похитили через счета подконтрольных фирм. Также Арапову вменили злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа и хищение 43 млн рублей при реконструкции одного из корпусов «Вектора».
Топ-менеджеры оказались под стражей по обвинениям, связанным далеко не с самыми резонансными из проблемных контрактов «СпецТрансСтроя». Это не значит, что силовики намерены оставить без внимания другие страницы истории компании. Это повод для серьёзного беспокойства ряда бывших и действующих чиновников — на некоторых страницах их подписи, визировавшие те самые непроектные решения, объёмы и сроки.