Старые стройки, новые трюки

В январе власти и инвесторы взялись переоценивать сроки ввода резонансных инфраструктурных объектов, судьба которых часто становилась поводом острых политических споров. Сейчас скандалить насчёт очередных задержек становится как будто моветоном.

Из лета в зиму, из зимы в лето, спасибо ГЧП за это — концессионные объекты в Новосибирской области снова запаздывают, однако нарратив вокруг проблемы существенно изменился. Вот несколько последних новостей. Срок ввода новой инфекционной больницы на 504 койки, которую в посёлке Садовый в рамках ГЧП-проекта строит инвестиционно-строительная компания «К1», опять сдвинули вправо. На этот раз министр здравоохранения Константин Хальзов говорит про 1 июня нынешнего года. По графику застройщика срок ввода был 31 августа 2023 года, а изначально объект намеревались принять в эксплуатацию ещё раньше. Теперь уже что есть, то есть. И пока ещё нет уточнённых расчётов по экономике проекта, которая тоже наверняка изменилась в сторону увеличения.

Ожидалось, что к Новому году будут введены в эксплуатацию две из семи больших городских поликлиник, которые по государственно-частному партнёрству строит Группа «ВИС». Говорили, будто уже смонтировано оборудование. Ещё про одну поликлинику говорили, что она в очень высокой степени готовности. Однако ввода не случилось, и сроки никто не спешит конкретизировать. На этом фоне городские власти взялись продлевать сроки действия разрешений на строительство поликлиник. Может быть, при известном везении удастся сдать первую к выборам президента. Вот будет праздник.

Совершенно точно к главным выборам страны уже не удастся ввести Центральный мост, ещё один концессионный объект Группы «ВИС». После каникул появилась новость о демонтаже кранов, с помощью которых возводили 114-метровый пилон — новую инфраструктурную доминанту южной части правобережья. На фоне неразберихи по перспективам продолжения строительства моста новость кажется обнадёживающей. Ещё и две из трёх временных опор под вантовым участком перехода через реку демонтировали. Что ж, пилон определённо достроили, а перспективы моста и — в особенности — развязок на левом берегу под большим вопросом. Ходят слухи о консервации. Во всяком случае, нет никаких явных признаков достижения компромисса между «ВИС» и областным министерством строительства, остановившим бюджетное финансирование объекта. А это и было камнем преткновения, из-за которого мостостроители объявили о приостановке работ. Перспектива вода объекта в 2024-м выглядит неопределённо.

Серьёзные опасения вызывает судьба станции метро «Спортивная», которая хоть и не в рамках ГЧП строится, но как будто подвержена концессионному року. Объект предполагалось ввести осенью 2022 года. Последнее китайское разрешение выдавалось вроде как до 25 декабря 2023-го. Но, как и многое другое китайское, оказалось фейком. Перед Новым годом мэрия выдала разрешение на строительство со вновь продлённым сроком — до 25 июня 2024 года. Это должно внушать оптимизм, будто станцию запустят ко Дню города. Хотя некоторые скептики каркают — дескать, то, что так долго не могут согласовать, могут не согласовать уже и вовсе. Но будем оптимистами. Тем более раз официально сгущать тучи никто не берётся.

Это и есть свидетельство изменившегося нарратива. С тех пор, как губернатор Андрей Травников объявил, что областные власти больше не будут тащить подрядчиков за уши к финишной черте, подавляющее большинство критиков успокоилось. Теперь во главе угла требования, которые заказчик предъявляет к инвесторам. Сроки уже всё равно сорваны. Так пусть хоть построят и введут, как положено. Во всяком случае, такой выглядит логика действий чиновников. Или бездействий, тут уж как посмотреть. Хотя правильней не смотреть, а считать. В конце всех концов прояснится экономика по каждому проекту, и тогда нужно будет оценить, кто из сторон в партнёрстве государства и частного капитала больше выиграл или проиграл от растянувшихся сроков.

Другие новости