Ревитализация «Сибсельмаша» откладывается
Раблезианские планы по застройке территории «Сибсельмаша» придётся отложить до те пор, пока у обанкроченного завода не устаканится владелец. В конце декабря суд решил вернуть купленный московской компанией «Меркас» актив государству.
Несмотря на то, что решение вынесено лишь первой инстанцией — Арбитражным судом Новосибирской области — мало кто сомневается, что обжалование вряд ли что-то изменит. Только лишь в том случае, если выигранное время инвесторы используют с умом для достижения компромисса с государственными структурами — Минпромторгом РФ и прокуратурой. Но для этого были возможности раньше, судебные споры идут уже долго. Логично предположить, что в компромиссе либо не видели целесообразности, либо он здесь попросту невозможен.
В прошлом один из крупнейших заводов Сибири «Сибсельмаш» был обанкрочен в 2011 году, однако производство (в том числе, оборонное) там свернули гораздо раньше. 10 лет кредиторы в лице государственных и частных структур пытались договориться о судьбе гигантской промплощадки вдоль Станционной, застроенной цехами, разнообразными зданиями, дорогами и железнодорожными ветками. В 2020 году торги по продаже актива выиграл «Меркас», заплативший 505 млн рублей. Договор купли-продажи был заключён в июле 2021 года, и уже тогда было понятно, что тема развивается негладко. АО «НПО Курганприбор», соперничавшее с «Меркасом» на торгах, оспаривало итоги аукциона. Также отмены торгов добивалось ООО «ПО Гормаш» — один из кредиторов «Сибсельмаша», которого деловая пресса связывала с известным бизнесменом Эдуардом Тараном. Критическим для покупателя моментом стали претензии федерального Минпромторга, усмотревшего нарушения обязательств по гособоронзаказу.
Тщетно юристы «Меркаса» доказывали, что уже много лет «Сибсельмаш» не выполнял оборонный заказ, что давно уже у обанкроченного завода не было мобилизационного задания. Возможно, в другое время эти аргументы возымели бы силу. Но во время специальной военной операции всё, что связано с гособоронзаказом, воспринимается в государственных органах с особым трепетом. Потому претензии поддержала и прокуратура. А следом и суд.
Всего за несколько недель до вердикта «Меркас» в содружестве с новосибирскими компаниями «Феррум», «Комета» и «Новой лизинговой компанией» представил концепцию ревитализации промзоны вдоль Станционной, включающей «Сибсельмаш». На площади 155 га было предложено построить очередной «город в городе», включающий новые производственные, логистические и научно-исследовательские мощности вместе с офисами, жильём, социальной структурой и дорогами. Чтобы подступиться к реализации проекта, «Меркас» инициировал изменения в Генплане Новосибирска.
Вердикт новосибирского арбитража, постановившего вернуть купленный «Меркасом» актив государству, потребует переформатирования заявленной девелоперской инициативы. Скорее всего, проект будет отложен, но не отменён. Ревитализация «Сибсельмаша» и прилегающих площадей — задача, которую городу неизбежно предстоит решать. Не с одними инвесторами, так с другими.
Что же до судьбы собственно завода-банкрота, то по возвращении в лоно государства его, по логике, предстоит вновь выставить на торги. Надежды «Курганприбора» заполучить актив на основе прошлой заявки стоимостью 501 млн представляются несбыточными. В том числе, из-за неурегулированных споров между игроками, заинтересованными в «Сибсельмаше». У государства много рук. Если удалось вовлечь некоторые из них в спор один раз, получится и в последующие.