Год растущих возможностей

На пресс-конференции Андрея Травникова по итогам года не было ни слова о прошедших всего лишь три месяца назад губернаторских выборах. Показатели регионального развития остаются стабильными вне зависимости от политических кампаний.

Предварительные результаты 2023 года в Новосибирской области выглядят вполне оптимистично, учитывая контекст. Впрочем, какой период из последних лет можно было бы назвать лёгким? Кому-то кажется, что в разгар пандемии 2020-го времена были беззаботней. Но спросите мнение предпринимателей, страдавших тогда от локдауна. Сейчас тезисы о гибридной войне и санкционном давлении звучат уже как будто более привычно. И как будто беспрецедентные трудности можно считать драйверами роста. Во всяком случае, из заявлений губернатора следует, что бурное развитие ряда отраслей новосибирской экономики обусловлено именно последствиями специальной военной операции.

В преамбуле к итоговой пресс-конференции 20 декабря Травников сделал первый акцент на поддержке участников СВО и их семей. Этими задачами занимаются как государственные структуры, так и частные компании. По словам губернатора, лозунг «Всё для фронта! Всё для Победы!» оправдывает себя как нельзя лучше. Основу для этого формирует экономика. По итогам года ожидается рост валового регионального продукта в объёме 102,3% к прошлому году. Индекс промышленного производства вырастет до 104,4%.

Травников подчеркнул, что рост обеспечен не только за счёт оборонных предприятий, получивших большие заказы — рост в гражданском секторе обрабатывающей промышленности в целом ожидается на 10%. Сказался запрос на импортозамещение. С нуля в Новосибирской области появились две новые отрасли. Первая — сервисы для добычи нефти и газа. Вторая — производство цифровой техники. Новые отрасли растут так динамично, что скоро смогут попасть в топ лидеров по налоговым платежам.

Доходная база области растёт вместе с экономикой. По итогам 9 месяцев у региона профицитный бюджет. Доходы превышают расходы, что позволяет сокращать внутренний долг, и без того не очень большой по меркам большинства субъектов. Уровень закредитованности составляет 22% от собственных доходов. Причём почти полностью это бюджетные кредиты, практически бесплатные. Уровень инвестиций в основной капитал в 2023 году ожидается в объёме 343 млрд рублей — на 20 млрд больше прошлогоднего уровня.

В нынешнем году на территории региона стартовало много новых инвестпроектов, из которых Травников особо выделил запуск транспортно-логистического комплекса «Сибирский» в ПЛП. Благодаря новому контейнерному терминалу федерального значения Новосибирская область закрепила безоговорочный статус лидера в грузовой отрасли за Уралом.

Журналисты охватили вопросами ситуации вокруг практически всех крупных объектов на территории региона, сроки ввода которых по тем или причинам сдвинулись вправо. По словам Травникова, в 2023 году принципиально изменился подход областных властей. Если ещё недавно подрядчиков буквально за уши тащили к финалу проектов, сейчас власти стали более требовательны к ответственности частных партнёров. К примеру, новый ледовый дворец «Сибирь-Арена» власти вытягивали. А в концессионных проектах по строительству Центрального моста и 6 школ в Новосибирске правительство заняло принципиальную позицию, добиваясь от партнёров согласования проектных изменений в Главгосэкспертизе. По школам эксперты отказались согласовывать использованные решения, что обусловило необходимость переделывать фундаменты на ряде объектов за счёт концессионера. По мосту вопросы ещё не сняты, потому и неясно, когда именно ждать ввод. Губернатор считает, что объект может быть введён в 2024 году. 

От запуска движения по Центральному мосту зависит судьба следующего крупного инфраструктурного проекта — Южного транзита. Проектирование трассы уже началось, но рассчитывать на федеральные деньги на строительство можно будет лишь по завершении текущих строек — четвёртого моста через Обь и Восточного обхода.

Срок ввода станции метро «Спортивная» Травников также увязывает с позицией Главгосэкспертизы. По словам губернатора, объект полностью готов, но без визы на необходимых документах эксплуатация невозможна, о чём было в курсе и руководство мэрии, санкционировавшее в своё время отклонения от проекта.

Масштабный перспективный проект в новосибирской транспортной сфере — реконструкция первой взлётно-посадочной полосы в Толмачево. В декабре аэропорт обслужит 9-миллионного пассажира за год. Это рекорд. И прирост на 1,5 млн относительно прошлого года. Травников подтвердил на пресс-конференции, что один из обсуждаемых сценариев для финансирования реконструкции приблизительной стоимостью в 30 млрд рублей — концессия. Но в данном случае концессионным соглашением, если такое состоится, будут заниматься федеральные, а не областные структуры. Для новосибирцев важней диалог областных властей с РЖД, по итогам которого намечается строительство второго пролёта железнодорожного моста через Обь. Это даст возможность запустить электричку до Толмачево и в целом вывести на новый уровень систему пригородного железнодорожного сообщения.

В политической плоскости главные события вскоре ожидаются на арене областного центра. Травников подтвердил неизбежность кадровых изменений в мэрии, обусловленных истечением срока полномочий действующего градоначальника. Глава региона намерен использовать влияние на выборы мэра по новой схеме через конкурсную комиссию. «С учётом того, что глава столичного города и губернатор в любом субъекте должны работать в плотной связке, то, конечно, этот человек должен быть для меня понятен, надёжен, предсказуем», — заявил Травников. За время работы в Новосибирской области с 2017 года губернатор показал, что в кадровой политике предпочитает опираться на местных. В выборе мэра Травников собирается следовать тому же принципу, но не исключает и других вариантов.

Другие новости