Областные ГЧП и концессии ждёт новая ревизия

Ближайшая сессия заксобрания может решить судьбу «отстающих» проектов по строительству поликлиник и школ: депутаты требуют пересмотра ГЧП и концессий и ждут подробного отчёта от первого зампреда правительства Владимира Знаткова.

Начало осеннего сезона в Законодательном собрании знаменуется стремлением депутатов разобраться с проектами, застрявшими в разделе проблемных вопросов. Перед летними каникулами областной парламент добился изменения подходов к конкурсам на новые «мусорные» концессии взамен старой, расторгнутой в мае. В сентябре депутаты, засучив рукава, взялись за ГЧП-проект по строительству 7 поликлиник в Новосибирске, в котором частным партнёром правительства региона выступает дочерняя структура Группы «ВИС». 6 сентября парламентарии провели выездное совещание на стройплощадке одной из поликлиник и 8 сентября разобрали вопрос о ходе реализации проекта на заседании комитета по социальной политике. Разговор вышел довольно скандальный. Например, депутат Вячеслав Илюхин назвал схему строительства поликлиник преступной и пообещал обратиться по этому поводу в прокуратуру и ФСБ. Его коллеги проголосовали за то, чтобы подробно разобрать проект на заседании профильного комитета — по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам.

Ключевой вопрос у депутатов, по большому счёту, один — почему за время реализации ГЧП проекта стоимость поликлиник выросла в 2,5 раза, в то время как сроки строительства и ввода объектов существенно сдвинуты вправо и остаются неопределёнными.

Обсуждение в профильном комитете состоялось 14 сентября. Представители правительства прибыли в неполном составе. С ходу бросалось в глаза отсутствие министра экономического развития Льва Решетникова, обычно отвечающего за концессии и ГЧП. Не было никого из вице-премьеров. Министр здравоохранения Константин Хальзов, под кураторством которого строятся поликлиники, появился лишь в конце заседания, когда депутаты уже формулировали решение. Состав правительственной команды во многом определил исход дискуссии. Ключевым докладчиком стал и.о. министра строительства Алексей Колмаков, который сразу переадресовал вопросы по ГЧП-проекту к Минэкономразвитию, представителя которого на заседании не было. Глава Минстроя предложил депутатам довольствоваться подробным отчётом из уст руководителя ГБУ «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» Алексея Свинарчука, который для убедительности принёс стопку бумаг высотой добрых полметра. Также Колмаков пригласил желающих обсудить все связанные с проектом вопросы позже, на круглом столе, где поучаствовали бы все заинтересованные лица.

Депутаты не приняли ни одно из предложений, решив сразу перейти к вопросам. Илюхин указал Колмакову, что тот, рассказывая об увеличении стоимости поликлиник, ввёл депутатов в заблуждение, умолчав про изначальную стоимость контракта. Оправдания главы Минстроя, что он говорит только о посчитанных Госэкспертизой цифрах, укрепили участников обсуждения в понимании — полноценных ответов они не получат ввиду отсутствия ответственных членов правительства. Депутат Ашот Рафаэлян попросил уточнить роль министерства строительства в этом проекте. Выяснилось, что она довольно скромная, и ограничивается работой с проектно-сметной документацией и экспертизой, да ещё плюс ежеквартальная инспекция строек. Бюджетными средствами в данном проекте распоряжается и отвечает за них Минздрав.

Илюхин недоумевал, зачем нужно было проводить конкурс, если по его итогам в 2019 году стоимость поликлиник была определена в 7 млрд рулей, а после госэкспертизы в 2021 году выросла до 14 млрд. В 2022 году из-за переоценки, разрешённой постановлением правительства РФ, стоимость 7 поликлиник по проекту достигла уже 19 млрд. А из областного бюджета с учётом банковских процентов, по подсчётам Илюхина, частный партнёр в течение 7 лет должен будет получить 27 млрд.

Остроты добавил депутат Дмитрий Козловский, сообщив, что после состоявшегося 8 сентября критического разбора проекта в комитете по соцполитике правительство, вместо того чтобы прислушаться к депутатам, добавило к капитальному гранту на поликлиники 1,5 млрд рублей. Депутаты считают, что инвестор до сих пор строит только на бюджетные деньги, не вкладывая собственные. А перспективы дальнейшего удорожания проекта непредсказуемы, поскольку неясно, когда он будет завершён. По контракту 7 поликлиник предполагалось ввести в нынешнем августе. Фактически 3 объекта сейчас на разных стадиях строительства; ожидается, что они будут введены в 2023 году. По 4 поликлиникам ясности нет.

Между тем, по данным Илюхина, уже в 2023 году у области могут возникнуть новые финансовые обязательства перед ГЧП-партнёром (речь о выплатах за объекты, по факту ещё не достроенные). Колмаков не смог это прокомментировать. «Здесь нет человека, способного ответить на все вопросы», — констатировала вице-спикер ЗС Ирина Диденко. Учитывая, что в постановлении губернатора ответственность за реализацию проекта возложена на первого вице-премьера Владимира Знаткова, депутаты пригласили его стать докладчиком на ближайшей сессии. Это стало частью официального решения комитета, в целом, довольно жёсткого и вышедшего за рамки обсуждаемого ГЧП-проекта.

В отношении строящихся 3 поликлиник депутаты предложили проверить стоимость оснащения с целью снизить цену контракта, а по 4 поликлиникам расторгнуть соглашение и построить их за бюджетный счёт. По мнению Илюхина, так выйдет дешевле. Депутат предложил использовать для этого средства от продажи через конкурс участка на улице Семьи Шамшиных, который освободит старая городская инфекционная больница после ввода нового госпиталя на Северном обходе. «Инвестиции привлечены? Нет. Весь объём — в пределах капгранта. Услуга для людей создана? Нет. Я вижу в этом нарушение федерального законодательства», — заявила Диденко, предложив расширить инициативу Илюхина и вместе с поликлиниками строить за бюджетный счёт 6 школ вместо «школьной концессии», где есть риск бюджетных потерь из-за отставания от планового срока, а также и поликлинику на ОбьГЭС, отыгранную, как отдельный государственно-частный проект.

Первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров напомнил, что скоро начнётся работа над областным бюджетом-2023. «Мы рассуждаем о концессиях как будто у нас бюджет города Москвы, и мы можем этими цифрами и деньгами сколько угодно распоряжаться. И второе – уроки обсуждения проблем строительства четвёртого моста ни к чему не привели. Как в этой обстановке, с теми упрёками, с которыми выступают депутаты, мы будем говорить о бюджете, когда дыра в миллиарды образовалась?», — задал риторический вопрос Панфёров, призвав коллег и правительство найти решения для всех острых вопросов по ГЧП и концессиям в сентябре. Резюмируя обсуждение, председатель строительного комитета Александр Терепа акцентировал на важности усиления контроля за возведением социальных объектов и использования бюджетных средств. Помимо всех выше озвученных предложений депутатов, в решение вошла рекомендация правительству отказаться от подписания допсоглашения на выделение 1,5 млрд по гранту на поликлиники. Вполне вероятно, что ближайшая сессия потребует комплексной ревизии всей затеи, равно как и других ГЧП и концессий, ещё не вошедших в стадию стройки.

Другие новости