Элеваторы строятся в линию к Китаю

В рамках Восточного экономического форума областная власть подписала соглашение о проекте в сфере зерновой логистики на 5 млрд рублей. Новый линейный элеватор в Каргате станет звеном маршрута для экспорта зерна в Китай и Юго-Восточную Азию.

Идеи по наращиванию поставок сельскохозяйственной продукции в страны ЮВА добрые два десятка лет будоражили фантазии сибирских зернопроизводителей. Мало того, что в азиатских странах растёт население — там растёт уровень жизни. В переводе на трейдерский это значит увеличение спроса на мясо, что означает и рост спроса на зерно. Россия последовательно наращивала экспортные возможности в сельском хозяйстве. Но до сих пор основные сливки с валютных контрактов снимали зернопроизводители южных, приволжских и центральных регионов. От Новосибирска до ближайшего морского порта более 5 тысяч километров, что до Чёрного моря, что до Японского. Маржу экспортного контракта в большинстве случаем съедала стоимость транспортировки.

Особая история с Китаем. Поддерживая развитие отечественных свинокомплексов, в нулевых российские власти закрыли границу для китайской свинины. Китайцы со своей стороны перекрыли въезд для российского зерна. Поскольку официальные поводы для эмбарго сводились к фитосанитарным претензиям, декларации о намерениях снять барьеры долгое время оставались лишь словами. В последние годы зерно из некоторых сибирских регионов стало попадать на рынок Поднебесной, и это очень перспективный путь, частью которого должен стать новый инвестпроект, заявленный к реализации в Новосибирской области.

Площадкой для презентации проекта группы компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» стал Восточный экономический форум. Для Агентства инвестиционного развития Новосибирской области это один из крупнейших контрактов на ВЭФ. Речь о строительстве линейного элеватора в Каргате с единовременной мощностью хранения 200 тысяч тонн зерна и с оборотом до 500 тысяч тонн в год. Для сравнения — в 2021 году, успешном для новосибирских зернопроизводителей, регион отправил на экспорт 780 тысяч тонн зерна.

Вложения в объект составят 5 млрд рублей. «Благодаря данному соглашению, Новосибирская область будет входить в уникальную сеть «Нового сухопутного зернового коридора» из семи крупнейших линейных элеваторов России по поставке российского зерна на ведущие азиатские рынки», — заявил гендиректор НСЗК Сергей Пушкин. Аналогичные каргатскому элеваторы компания планирует построить в Кемеровской области и Алтайском крае. Во время ВЭФ НЗСК открыла в Забайкальске крупнейший в России элеватор мощностью 8 млн тонн зерна в год, ориентированный на отгрузки в Китай. Участие в открытии в режиме видеоконференции принял президент Владимир Путин, поддерживающий проект НЗСК.

Соглашение о строительстве элеватора в Каргате с Пушкиным подписали губернатор Новосибирской области Андрей Травников и гендиректор АИР Александр Зырянов. По словам Травникова, проект НЗСК поможет снизить логистические издержки зернопроизводителей — выстраивается прямая логистическая цепочка формирования крупных партий от закупки у аграриев до отправки напрямую через «сухой» терминал на рынки Китая и других азиатских стран.

В Новосибирске действует входящая в НЗСК производственно-экспортная компания «ЭПТ», внедряющая механизм «контрактного производства», который предусматривает авансирование и полное технологическое сопровождение зернопроизводства. По словам Пушкина, с помощью «контрактного производства» в долгосрочной перспективе НСЗК планирует нарастить оборот сельскохозяйственной продукции от Урала до Дальнего Востока с 27 млн тонн (в 2021 году) до 60 млн тонн в год.

«Мы проработали с компанией более десятка вариантов размещения в разных районах области. Ключевую роль в выборе площадки сыграла близость к железнодорожной инфраструктуре, в частности к станции, которая позволит такой объём грузов обработать, — комментирует Зырянов. — Теперь наша задача – помочь компании максимально быстро пройти все необходимые процедуры по формированию земельного участка необходимой площади – это порядка 40 га, и подвести инфраструктуру. Сегодня АИР сопровождает несколько проектов в части хранения и переработки сельхозпродукции, это направление является одним из приоритетных для нас».

Новосибирские зернопроизводители стремятся наращивать урожайность. Регион уже давно стабильно производит существенно больше, чем нужно для собственных потребностей. Транспортные ограничения были сдерживающим фактором, приводящим к тяжёлым последствиям в «кризисы перепроизводства». Новые логистические возможности могут дать импульс для инвестиций в растениеводство. Главное, чтобы на границе с Китаем было спокойно.

Другие новости