Кредиторы «Экологии-Новосибирск» прокатили САХ

Собрание кредиторов «Экологии-Новосибирск» единогласно поддержало внешнее управление в компании. Попытка представителей МУП «САХ» взять под контроль регоператора или убрать его с рынка не нашла поддержки других интересантов.

С 21 сентября муниципальное «Спецавтохозяйство» прекратит вывозить мусор из Октябрьского района Новосибирска. На маршруты выйдут новые мусоровозы компании «ЭкоТранс-Н», сотрудники которой устроили забастовку в апреле. К началу мая город оказался на грани мусорного коллапса из-за конфликта между акционерами компании-перевозчика. В качестве одной из антикризисных мер было решено привлечь ресурсы САХ для вывоза мусора из Октябрьского и Дзержинского районов.

Смена перевозчика на маршрутах прошла неровно: в кругах чиновников и политиков сразу заговорили, что как бы не пришлось вскоре спасать самих «спасателей». За лето технологию отладить не удалось. В «Экологии-Новосибирск» констатируют рост жалоб на вывоз мусора из Октябрьского района. К текущему моменту «ЭкоТранс-Н» укрепил социальную и техническую базу, компания готова вернуться на октябрьские маршруты. Скорее всего, следом САХ попросят и из Дзержинского. Далее под вопросом могут оказаться контракты МУП на вывоз мусора из Первомайского, Советского и Кировского районов.

Источники ЦДЖ утверждают, что отношения муниципального предприятия с регоператором вошли в кризисную фазу из-за амбиций первого занять место последнего. 25 июля представитель САХ в суде по делу о банкротстве «Экологии-Новосибирск» неожиданно выступил за введение в компании конкурсного производства. Блицкриг не удался, и в МУП впоследствии называли действия своего представителя несогласованными. На этом фоне в кулуарах стали обсуждать планы САХ по участию в конкурсе по новой «мусорной концессии» с дальнейшим прицелом на статус регоператора по обращению с отходами.

Вполне вероятно, что руководство САХ рассчитывает использовать муниципальные ресурсы и поддержку ряда политиков, чтобы попытаться вытеснить «Экологию-Новосибирск» и стоящую за ней Группу «ВИС» из регионального мусорного бизнеса. По-видимому, компромисс для директора МУП Андрея Зыкова не интересен. Об этом можно судить хотя бы по его отказу от предложения «ВИС» погасить долги перед САХ и заключить договор концессии. Таким образом, МУП получил бы в течение 18 месяцев 280 млн рублей. Но для Зыкова оказалось интересней остаться в статусе кредитора, чтобы попытаться повлиять на процедуру банкротства «Экологии-Новосибирск».

На собрании кредиторов 1 сентября представители САХ выдвинули кандидатом на пост арбитражного управляющего Ваге Паносяна. Все остальные кредиторы поддержали кандидатуру Георгия Коровченко. Последнего ещё должен утвердить суд 14 сентября. Но очевидно, что САХ и остальные кредиторы выбрали разные курсы. МУП не смог заручиться поддержкой перевозчиков, оставшихся с долгами по итогам сотрудничества с регоператором.

Собрание кредиторов поддержало внешнее управление в «Экологии-Новосибирск», ознакомившись с планом руководства компании, как рассчитаться по долгам в течение двух лет. При этом некоторые кредиторы готовы обсуждать мировое соглашение, так что процедура банкротства может закончиться досрочно. Но многое зависит и от дальнейших действий САХ, а также от решения властей, поддерживать ли амбиции Зыкова. Прежде всего, от позиции мэра Анатолия Локтя — то ли он поддерживает козни руководства МУП, то ли это самодеятельность подчинённых.

События 2022 года показали, что поддерживать стабильность в сфере обращения с ТКО в масштабе всей области — задача трудная и дорогостоящая. Бюджет не потянул бы расходы на новые мусоровозы и контейнеры, на сверхурочную оплату водителей и грузчиков. Это по силам лишь частным акционерам, способным ориентироваться на долгий горизонт. Смена регоператора означала бы необходимость создавать систему обращения с ТКО заново. В сегодняшнем виде, часто критикуемом и несовершенном, но работоспособном, она создавалась с 2019 года. Готовы ли политики к рискам, которые принесёт перезагрузка системы? Если поддерживать САХ как альтернативу, издержки могут лечь на бюджет, а репутационные риски — на городскую власть.

Другие новости