В ингушской повестке для полковника Полещука видят руку тейпов

Известный в Новосибирске полковник МВД Михаил Полещук стал фигурантом уголовного дела в Ингушетии, которое может быть связано с местью за разгон незаконного митинга в 2019 году. Главу СК РФ Александра Бастрыкина просят передать дело в другой регион.

Отставной полковник, а ныне заместитель гендиректора строительной компании «СМСС» Михаил Полещук много лет служил в правоохранительных структурах Новосибирской области и Сибирского федерального округа, а завершил службу на Северном Кавказе. В декабре 2017 года он был назначен заместителем министра внутренних дел Ингушетии по общим вопросам. Усиление республиканских правоохранительных структур кадрами из других регионов стало элементом борьбы с коррупцией, поэтому не все ингушские коллеги радовались приезду русских сослуживцев.

С октября 2018-го по март 2019-го в Ингушетии один за другим шли многотысячные несанкционированные митинги недовольных обменом землями с Чечнёй. События отражались в заголовках федеральных СМИ, но никто, кроме очевидцев, не представляет, что тогда творилось в республике. В протестах активно участвовали 10% жителей Ингушетии. Кульминацией стал митинг в конце марта в Магасе, растянувшийся на несколько дней. Из центрального аппарата МВД пришло указание вытеснять протестующих с центральной площади. Соответствующий письменный приказ издал министр внутренних дел республики Дмитрий Кава. Но впоследствии местные СМИ стали называть Полещука инициатором разгона, хотя замминистра по общим вопросам (не связанным с силовым блоком) оказался на площади в сложный момент, когда произошло столкновение протестующих с ОМОНом. Бойцов Росгвардии забросали булыжниками, 10 сотрудников получили ранения. Полещук провёл переговоры с лидерами оппозиции на площади, оказавшиеся бесплодными, и, увидев, что митингующие прибывают, а местные полицейские бездействуют, взялся координировать вытеснение людей с площади. В результате действий силовиков обошлось без ранений среди протестующих.

В ноябре 2019-го полковник ушёл на пенсию и вернулся в Новосибирск. А в Ингушетии история развивалась своим чередом. Столкновения протестующих с омоновцами стали основанием для возбуждения уголовного дела, которым занималось ГСУ СК по Северо-Кавказскому федеральному округу. В итоге обвинения по тяжким статьям, включая участие в экстремистском сообществе, были предъявлены более чем 50 участникам митинга, включая авторитетных старейшин, возглавляющих тейпы. Ввиду влиятельности последних суд проходил не в Ингушетии, а в Ставропольском крае. В результате подсудимые получили внушительные сроки, что вызвало новую волну возмущения ингушей. В том числе, недовольство направлено в адрес офицеров, принимавших решения в ходе протестных акций 2019 года.

Сразу после разгона митинга от лица местных жителей были написаны многочисленные жалобы на Полещука в разные инстанции. И прошли проверки, не выявившие нарушений. Новый поворот в ходе событий наводит на мысль, что теперь с полковником пытаются свести счёты, используя влияние тейпов в республиканских силовых структурах.

31 августа оппозиционный ингушский телеграмм-канал «Фортанга» сообщил о возбуждении республиканским управлением СК РФ уголовного дела по факту превышения полномочий бывшим замминистра МВД при оплате госконтракта на строительство жилого дома для сотрудников министерства, причинившего бюджету ущерб 17 млн рублей. Несколько дней спустя с Полещуком связался следователь из Ингушетии и вызвал на допрос. Адвокаты полковника считают, что на данном этапе главная цель следствия — поместить полковника в СИЗО в Магасе, пускай даже повод выглядит надуманным.

История со строительством дома для МВД известная. Ранее она стала поводом для уголовного дела по факту хищений средств министерства в отношении застройщика — директора ООО «Проф-Строй» Хамзата Картоева, который, по версии следствия, обманул должностных лиц. Когда дело было передано в суд, Картоев скрылся, сейчас он в розыске. В 2021 году доследственная проверка не выявила в действиях Полещука каких-либо нарушений при подписании документов по контракту, поскольку оплата строительных работ для МВД проводилась на основании доклада специальной комиссии.

Опасаясь, что преследование Полещука ингушскими следователями носит характер личной мести, защита полковника обратилась к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с ходатайством об изъятии дела из Ингушетии и передаче для объективного расследования в ГСУ СК по СКФО или в следственное управление любого другого региона России. Аналогичное обращение Полещук направил президенту России Владимиру Путину. «Я не имею никаких претензий к сотрудникам правоохранительных органов, но у меня, учитывая вышеуказанные обстоятельства, есть все основания полагать, что возбуждение в отношении меня уголовного дела может носить характер мести за мои законные действия во время беспорядков в 2019 году, а работники следствия Республики Ингушетия могут быть лишены объективности», — написано в обращении.

После того, как про дело против Полещука написали федеральные СМИ, ингушская «Фортанга» опубликовала анонимный комментарий источника, близкого к следствию. «Они ещё до протестов заключили контракт на строительство многоквартирного дома в обход закона и засекретили его. Не предоставили данные ни в МВД, ни в казначейство. Вообще никуда. Просто перечислили деньги и они пропали. И речь же не о секретном объекте, чтобы засекречивать его. Это просто квартиры», — цитирует «Фортанга» своего источника. Комментарий подсказывает, с каким настроем следователи ждут Полещука. Также публикация говорит о готовности использовать информационные ресурсы для формирования мнений вокруг дела против полковника, которого «Фортанга» называет «инициатором разгона митинга в Магасе».

Федеральные структуры наверняка вмешаются в историю, поскольку она является показательной для всей силовой системы. Если в нестабильных ситуациях офицеры будут мешкать, опасаясь мести или иных неправовых последствий, на их решительность и ответственность государство рассчитывать не сможет. Для национальных республик, где сильны общины и действуют «законы крови», вопрос стоит особенно серьёзно.

Другие новости