Бездействие регистратора держит «Ангиолайн» в заложниках

Третий месяц регистратор «НРК Р.О.С.Т.» парализует корпоративную жизнь в компании «Ангиолайн». Жалобы на регистратора поданы в суд, прокуратуру и Центробанк. Перспективы производства стентов и другой медпродукции остаются под вопросом.

Ситуация вокруг единственного в России промышленного производителя стентов — новосибирской компании «Ангиолайн» — продолжает генерировать беспрецедентные кейсы, способные войти в историю корпоративных конфликтов. Юристы по всей стране ещё не отошли от жарких обсуждений вердикта, которым суд по иску миноритарных акционеров выбросил из компании её создателей Андрея Кудряшова и Алексея Французова, на двоих владеющих 75% акций, как появился новый повод. Ещё 21 июля Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил решения первых двух инстанций по иску миноритарных акционеров «Ангиолайна» Натальи Лебедевой и компании Health Care Solutions из Люксембурга об исключении из общества Кудряшова и Французова. Таким образом, суд определил вернуть создателям бизнеса акции. Но «НРК Р.О.С.Т.» отказывается восстанавливать акционеров в правах.

Когда суд вынес беспрецедентное решение в пользу Лебедевой об исключении Кудряшова и Французова из общества, регистратор легко списал акции предпринимателей на казначейский счёт их АО. В тексте судебного решения по этому поводу не было никаких указаний. Более того — суд отказался рассматривать вопрос списания акций, предложив истцам обратиться с отдельным иском на эту тему. Исполнительные листы на списание акций судами не выдавались. От акционеров соответствующих распоряжений не было. Восстанавливая события, юристы выяснили, что «НРК Р.О.С.Т.» списал акций по обращению зарубежных миноритариев «Ангиолайна», предоставивших отказ суда в разъяснении механизма исполнения судебного решения, суть которого в том, что всем и так должно быть ясно, как исполнять вердикт.

При этом регистратора не озаботил вопрос выплаты компенсаций за акции Кудряшову и Французову, хотя об этом в решении суда говорилось прямо. По логике закона, компенсация должна была предшествовать списанию акций. Выглядит так, что Кудряшова и Французова поспешно лишили влияния на их компанию. Похоже, регистратор очень хотел пойти навстречу Лебедевой и её партнёрам. Создатели «Ангиолайна» встречают в «НРК Р.О.С.Т.» совершенно иной приём.

Действия «НРК Р.О.С.Т.» дали Лебедевой формальный повод провести своё собрание акционеров и отголосовать вопрос о назначении самой себя гендиректором. Дальше дело не пошло — Федеральная налоговая служба отказалась подтверждать полномочия новоявленного руководителя, ожидая, что скажет кассационная инстанция. А там решили вернуть акции основателям. Государственные структуры взялись разворачивать ситуацию после того, как на заводе остановилось производство, а создатели компании обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой провести проверку, почему один из немногих успешных импортозамещающих проектов в отечественном здравоохранении оказался под угрозой ликвидации в интересах иностранцев. Прекращение производства жизненно важных медицинских изделий, к которому вёл раздутый Лебедевой и её зарубежными партнёрами конфликт, могло фатально сказаться на снабжении клиник стентами.

Уже в июле производство на мощностях «Ангиолайна» восстановили, однако права мажоритарных акционеров так и не восстановлены. Регистратор отказывается возвращать акции Кудряшову и Французову, мотивируя это тем, что в решении суда, на которое они ссылаются, не сказано прямо о необходимости таких действий. Акционеры не могут провести собрание, чтобы избрать уже бесспорного гендиректора и решить ряд насущных вопросов. В том числе, о смене названии юридического лица «Ангиолайн Чайна Дистрибьюшн» обратно на «Ангиолайн» (первое было зарегистрировано в период, когда в состав акционеров входили китайские инвесторы). Также ряд судебных процессов, идущих вокруг компании, мог быть остановлен посредством принятия решений собранием акционеров. Нет возможности решить даже такие простые вопросы, как о начислении дивидендов. Что говорить о вопросах стратегического развития, где закон требует одобрение собранием акционеров крупных сделок и действий руководителя.

Все аспекты корпоративной жизни подвешены из-за того, что регистратор оперативно подыграл Лебедевой и её зарубежным партнёрам и никак не хочет отыгрывать обратно. Жалобы на «НРК Р.О.С.Т.» поданы в арбитражный суд, прокуратуру Москвы и Центробанк РФ. Юристы считают, что позиция регистратора может привести к корпоративному коллапсу в компании. Это созвучно курсу на разрушение производства. «В рамках реализации государственной политики по импортозамещению критически важных медицинских изделий и препаратов, компания «Ангиолайн» с 2014 года увеличила производство отечественных стентов для использования в сердечной хирургии, заняв 30% национального рынка. Таким образом, удалось потеснить поставщиков стентов из США, до того обладавших фактической монополией в России. Активный рост отечественных поставок привёл к снижению стоимости закупки стентов в 2,5 раза, что обернулось для поставщиков из США существенным снижением прибыли», — писали Кудряшов и Французов в письме президенту. «Оплата за акции, приобретённые в 2013 году в интересах Лебедевой, также пришла из-за рубежа — от компании Plazma Limited (Кипр). Есть основания утверждать, что главной целью атаки против мажоритарных акционеров АО «Ангиолайна» был не захват производства стентов, а его уничтожение», — утверждали создатели компании.

Учредители зарубежных компаний, с которыми работала Лебедева, а также их политические интересы сейчас, по-видимому, находятся в сфере интересов спецслужб — об этом можно судить по характерным публикациям в московских телеграмм-каналах. Ключевой интерес госструктур в этой истории, как показали летние события, заключается в сохранении производства жизненно важной медпродукции, прежде всего — стентов. Действия (точнее, бездействие) «НРК Р.О.С.Т.» могут привести к параличу работы «Ангиолайна» и новым рискам остановки производственных мощностей.