НТТ рассчитывает принять первый поезд через год

Начало работ на площадке торгово-логистического центра «Сибирский» стало обнадёживающим знаком для бизнеса и властей: один из крупнейших логистических инвестпроектов почти полгода стоял на паузе из-за спецоперации.

«Приземление» ТЛЦ в Промышленно-логистическом парке в Толмачёво одна из больших удач Агентства инвестиционного развития Новосибирской области. Проект является часть логистической инициативы национального масштаба. На Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году губернатор Андрей Травников, гендиректор областного Агентства инвестиционного развития Александр Зырянов, гендиректор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров и гендиректор ООО «Новосибирский транспортный терминал» Игорь Низовских подписали соглашение о намерениях построить объект в рамках федерального проекта «Транспортно-логистические центры».

Проект этот является частью утверждённого правительством комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период 2018-2024 годов. На подписании присутствовал сенатор Александр Бабаков — председатель временной комиссии Совета Федерации по парламентскому контролю над реализацией мероприятий плана. В России появляется опорная сеть транспортно-логистических центров на ключевых направлениях транзитных, экспортно-импортных и внутренних перевозок. ТЛЦ представляют собой мультимодальные технологические комплексы, включающие терминалы разных профилей и полный объём инфраструктуры для обслуживания грузопотоков с акцентом на самые современные логистические решения.

Компания «Новосибирский транспортный терминал» была создана как инвестор и оператор проекта. Ключевой акционер НТТ Александр Кахидзе — известный предприниматель, участвовавший в ряде логистических проектов федерального масштаба.

Уникальность планируемого объекта в том, что его инфраструктура позволит обслуживать полноразмерные контейнерные поезда. В Сибири аналогичных терминалов нет. Стоимость проекта изначально оценивалась в 5 млрд рублей при плановой мощности 300 тысяч контейнеров в год. Первую очередь терминала рассчитывали ввести в 2021 году, но коррективы внесла пандемия.

Задержка строительства дала инвесторам возможность переоценить перспективы проекта. Решено увеличить вложения втрое. В середине февраля стало известно, что инвесторы решили реализовать проект в формате «грузовая деревня» и увеличить мощность терминала до 600 тысяч контейнеров в год.

Новый формат предполагает увеличение спектра услуг. «Грузовые деревни» – это логистическо-складские центры с соответствующей инфраструктурой: железнодорожной веткой, грузовым аэропортом поблизости, внутренним водным портом при возможности, комплексами складских зданий, гостиничной инфраструктурой. Развитая инфраструктура позволяет не только принимать и хранить, но сортировать, обрабатывать и перенаправлять грузы в любом направлении разными видами транспорта.

Под «грузовую деревню» инвесторам понадобилось 300 га. В таком объёме проект уже не помещался в границах ПЛП в Толмачёво — «на вырост» инвесторы купили прилегающие земли Коченёвского района. На территории ТЛЦ планируется организовать пункты таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Первая очередь мощностью 300 тысяч контейнеров в год собирались запустить в 2023 году, вторую в 2025.

Начать работы на площадке намеревались в мае. Начало специальной военной операции 24 февраля изменило ситуацию в экономике. Банки резко подняли ставки по кредитам, фактически доведя их до запретительного для новых инвестпроектов уровня. Работы по НТТ перешли в сферу переговоров по условиям. Инвестор не отказывался от амбициозных планов, но и на площадку не выходил.

Ситуация изменилась к сентябрю. На площадке начались работы по подготовке к строительству объекта, проект которого проходит экспертизу. В комментарии «Коммерсанту» Низовских назвал обновлённую стоимость строительства объекта —11,5 млрд рублей. Речь идёт про первый этап ТЛЦ, который рассчитывают ввести в эксплуатацию через год. Цель — обеспечить приём на терминале первого грузового поезда следующей осенью. Таким образом, инвестор не особо отклонится от сроков, заявленных в феврале.

По словам гендиректора АИР Александра Зырянова, ценность проекта НТТ для Новосибирской области в возможности переориентировать сложившиеся грузопотоки. Основной объём грузов из стран Азии уходит на терминалы в европейской части страны, и лишь затем, проходя обработку там, возвращается в Сибирь. Ввод ТЛЦ «Сибирский» позволит улучшить логистику и повысить оперативность грузопотоков, в то же время, снизив нагрузку на федеральные трассы. Основным направлением для работы для НТТ остаётся Китай.

Другие новости