В резервах бюджета депутаты увидели лишнее

Рост до 26 млрд резервного фонда Новосибирской области вызвал недоумение в заксобрании. Депутаты не согласны с проведением столь крупных сумм мимо бюджетной росписи и настаивают на сокращении форс-мажорного резерва в 5 раз.

30 июня комитет по бюджетной, экономической политике и собственности Законодательного собрания обсуждал отчёт об исполнении бюджета за первый квартал 2022-го и законопроект о внесении изменений в бюджет на текущий год и плановый период 2023-2024. Без иронии корректировки бюджета можно считать долгожданными. В обычных условиях правительство вышло бы с соответствующей инициативой в конце первого квартала. В нынешнем году конец февраля и март стали периодом небывалых финансово-экономических изменений из-за последствий начала военной спецоперации на Украине. Областные власти разбирались с новыми проблемами по мере их обострения, оставляя корректировки главного финансового документа на более спокойный период. Это время пришло.

Выступление вице-премьера и министра финансов Виталия Голубенко на комитете звучало довольно оптимистично. Вопреки всем сложностям нынешнего периода, доходы областного бюджета (в том числе, собственные) показали хорошую динамику. Всегда очень осторожный и сдержанный министр обратил внимание депутатов, что рост объясняется результатами процессов, заложенных до боевой весны, а впечатляющее ралли поступлений от налога на прибыль может объясняться мартовским скачком курса валют. Но что есть — то есть: в целом итоги первого квартала и предварительные результаты первого полугодия дали минфину основание предложить скорректировать бюджет в большую сторону. По словам Голубенко, здесь главное не перераспределение ресурсов, а «бюджет маневра, финансового плеча», чтобы не тормозить уже запущенные проекты.

Не в упрёк лично Голубенко, но команда представителей правительства пришла на комитет слабо подготовленной как раз в части цифр по уже запущенным проектам, интересовавшим депутатов. Первым повис в воздухе вопрос Сергея Кальченко о недофинансировании проектов по повышению производительности труда. Среди представителей министерств не нашлось готового ответить обстоятельно.

Вице-спикер Ирина Диденко спросила про планы по финансированию инфраструктурных проектов по постановлениям правительства РФ №№ 1704-1705 и 1189-1190. По её информации, область выделила 322 млн на инфраструктуру площадки в Промышленно-логистическом парке «Южный» под строительство предприятия компании Nestle, которая может теперь отказаться от участия в проекте. Замминистра Виталий Шовтак, представлявший Минэкономразвития, оказался не готов предоставить цифры по объектам. «Мы говорили вчера об этом на рабочей группе, глупо было не подготовить цифры к сегодняшнему заседанию», — заметил председатель комитета Фёдор Николаев. Позже замминистра не смог прокомментировать вопрос Кальченко, укладываются ли инвестиционные расходы на 2022 год в норматив 2,5% от бюджета, установленные законом об инвестиционном фонде. Так получилось, что Шовтак не смог содержательно ответить ни на один вопрос, что спровоцировало ироничные аплодисменты депутатов в адрес министерства.

Самый принципиальный вопрос по теме задал первый вице-спикер Андрей Панфёров, отметивший беспрецедентный рост резервного фонда — до 26 млрд рублей. Это более 10% доходов в нынешней версии бюджета. Панфёров подчеркнул, что мимо депутатского корпуса пройдут огромные средства, в то время как финансирование наказов то и дело откладывается. «Как будете выходить из этого положения?», — спросил первый зампредседателя ЗС. Голубенко объяснил увеличение резервного фонда рекомендациями федерального правительства. По словам главы Минфина, «нет цели, оградить депутатов от принятия решений, цель — оперативность». В качестве примера оперативности Голубенко привёл решение об индексации с 1 июля зарплаты бюджетников на 10%, объявленное губернатором Андреем Травниковым 29 июня.

Депутатов эти аргументы не убедили. Диденко процитировала сделанное накануне заявление главы федерального Минфина Антона Силуанова «принцип текущего года — все доходы на расходы». «А расходы должны проходить через заксобрание», — подчеркнула вице-спикер и предложила разнести запланированные в резервном фонде средства по расходным статьям ко второму чтению законопроекта о бюджете. В том числе, по её мнению, через бюджетную роспись целесообразно провести и решение об индексации зарплат. «Если нужна оперативность, мы всегда готовы собраться, в том числе, на внеочередную сессию. Это мнение всего депутатского корпуса. Но когда не все руководители министерств могут точно ответить по цифрам, нам хочется большей прозрачности», — дополнил Николаев. Депутаты Валерий Червов и Александр Шпикельман чуть разными словами высказали одно и то же: таким путём можно раздуть резервный фонд и принимать все решения без участия заксобрания. «Так можно и 96 миллиардов в резервный фонд заложить, и больше, в принципе, ничего не обсуждать», — заявил Шпикельман. Общий настрой депутатов был настолько очевиден, что даже спикер Андрей Шимкив, обычно задающий тон, в этот раз даже не посчитал нужным вносить свою лепту.

Как обычно бывает при обсуждении бюджетных тем, у депутатов было много вопросов по конкретным статьям. Сергей Гайдук спросил про неисполнение плана по расходам на скважины в районах (в МинЖКХ объяснили недовыполнением работ). Николай Машкарин уточнил, планируется ли пересчёт экспертиз строительных проектов, сделанных на весеннем пике цен, которые сейчас уже ушли вниз (Минстрой пообещал учитывать эти перепады). Алексея Андреева интересовало, заложены ли в бюджет средства по возможным искам из-за расторжения «мусорной» концессии (Минфин не располагает информацией о таких рисках). Шпикельмана волновала судьба обещаний перенести часть отложенных на 2024-2025 годы наказов в бюджет следующего года (Минэномразвития пообещало уточнить).

Однако ключевая дискуссия, так или иначе, шла вокруг резервного фонда. Депутаты однозначно высказали недовольство тем, что исполнительная власть отодвинула законодательную от распоряжения столь существенными суммами, по сути, проходящими в бюджете одной строчкой, без расшифровки. Депутат Сергей Титков от имени транспортного комитета анонсировал возможность новых поправок, если средства резервного фонда не будут перераспределены по расходным статьям. Председатель аграрного комитета Денис Субботин отметил, как изменилась ситуация в бюджете: раньше денег вроде как не хватало, но по итогам года обнаруживались неизрасходованные средства, и экономика не развивалась, а теперь вроде бы доходы выросли, но деньги эти оказались в резервном фонде.

В итоге комитет проголосовал за то, чтобы ко второму чтению закона о бюджете была разработана поправка, снижающая размер резервного фонда до 5-6 млрд рублей. Вместе с тем Николаев подчеркнул, что депутаты ждут от Минэкономразвития информацию по проектам, реализуемым в рамках закона об инвестиционном фонде, а также о текущих инфраструктурных проектах с участием бюджетных средств. От решения этих вопросов зависит судьба бюджета на сессии, назначенной на 7 июля.

Другие новости