«Тяжстанкогидропресс» уйдёт по частям

Здание «Тяжстанкогидропресса» выставлено на продажу. Несмотря на попытки властей сохранить производство на заводе, как минимум, часть площадки может быть использована под девелопмент.

Кредиторы предприятия второй раз обратились в Арбитражный суд Новосибирской области за утверждением мирового соглашения. В первый раз (в середине июня) арбитраж отказал, усомнившись в реалистичности предложенного сценария. Споры идут вокруг долга на 1 млрд рублей перед «БКС Банком» по договорам поручительства и ипотеки. Ранее банк обладал правом залога на недвижимость в обеспечение этого долга, но в марте арбитраж признал договоры недействительными. Решение обжалуется, и до прояснения его судьбы суд посчитал нецелесообразным утверждать мировое. К слову, контролирующий акционер «Тяжстанкогидропресса» и зять владельца БКС Олега Михасенко Николай Степакин выступил против замирения кредиторов на представленных в арбитраж условиях. Судьба самого Степакина весьма неопределённа — он является обвиняемым по двум уголовным делам.

Полтора года назад, когда банкротство «Тяжстанкогидропресса» превратилось в публичную проблему, эксперты ЦДЖ предсказывали как неизбежный сценарий превращение промплощадки в стройплощадку под возведение жилого комплекса на Расточке. Владелец компании «Стиллайн» Николай Степакин приобрёл контрольный пакет акций завода, чтобы возродить масштабное обрабатывающее производство. Взял кредиты и вылетел в кювет, не справившись с управлением бизнесом. 

Много слухов о том, что послужило виной на самом деле, и какую роль тут сыграли личные отношения. Основным кредитором Степакина был «БКС Банк», а жена бизнесмена приходится родной сестрой и бизнес-партнёром основного владельца БКС Олега Михасенко. У которого отношения с зятем — не очень. Может, именно последнее обстоятельство сподвигло Степакина дополнительно прокредитоваться в Сбербанке: соперничество двух кредитных организаций дополнительно запутало расклад, когда «Стиллайн» и «Тяжстанкогидропресс» пошли в банкротство, а впоследствии Сбер поспособствовал уголовному преследованию бизнесмена.

В феврале 2022 года Степакину и экс-гендиректор «Тяжстанкогидропресса» Виктору Арановскому было предъявлено обвинение в мошенничестве. Следствие установило, что в период с 2016 по 2020 годы Степакин и Арановский без ведома акционеров и членов совета директоров «Тяжстанкогидропресса» организовали заключение сделок, якобы направленных на отчуждение имущества предприятия по заведомо заниженной стоимости. В результате завод утратил здание, земельный участок, промышленное оборудование и 100% в уставном капитале принадлежавшего заводу сельскохозяйственного ООО на общую сумму свыше 200 млн рублей.

Адвокат Степакина Павел Лузан говорил, что в основе уголовного дела корпоративный спор, который контрагенты якобы пытаются решить за счёт вмешательства силовиков. Похожие предпосылки и у другого уголовного дела, возбужденного в апреле. Главное следственное управление ГУ МВД обвинило Степакина в преднамеренном банкротстве «Стиллайна». Фабула дела в том, что предприниматель взял у «БКС-Банка» кредит в размере 750 млн рублей на покупку контрольного пакета акций «Тяжстанкогидропресса», и якобы из-за этого «Стиллайн» не смог вернуть Сберу почти 570 млн рублей. В итоге компания ушла в банкротство, а банк остался без денег. Дело возбуждено по заявлениям топ-менеджеров Сибирского банка Сбера.

Обострение запроса на импортозамещение и развитие отечественного производства всего и вся, связанное с последствиями военной спецоперации на Украине, обошло «Тяжстанкогидропресс» стороной. Ещё в апреле собрание кредиторов предприятия согласовало параметры мирового соглашения. Но суд до сих пор не даёт добро. Тем временем, активы постепенно идут на продажу.

Ответственные за промышленность областные чиновники до сих пор говорят о надежде реанимировать производство на заводе через привлечение профильного инвестора. Но пока инициатива остаётся на уровне разговоров. Использование земли предприятия под жилую застройку вариант более рабочий. Он обсуждается в деловых кругах с тех пор, как «Тяжстанкогидропресс» ушёл в банкротство. В социальном плане идея изначально звучала непопулярно. В первую очередь, с точки зрения сохранения коллектива. Однако за полтора года в кризисе численность сотрудников сократилась как бы сама собой. Появление на «Авито» информации о продаже заводоуправления «Тяжстанкогидропресса» за 709 млн рублей выглядит первым реальным шагом к редевелопменту территории.

Другие новости