Областные власти могут поспешить с выносом мусора

Заксобрание готово провести дополнительную сессию ради обсуждения проекта новых концессий в сфере утилизации мусора. Анализ депутатских предложений показывает, что для компромисса потребуются большие усилия.

После того, как в мае правительство Новосибирской области и Группа «ВИС» объявили о полюбовном расторжении концессии на строительство двух мусоросортировочных заводов, заключённой в 2016 году, которая так и не была реализована ввиду не предоставления участков под строительство, настроения в областной власти говорили о готовности выйти на новый конкурс для инвесторов как можно скорей. Поскольку условия концессий должно согласовывать Законодательное собрание, обсуждалась возможность внесения вопроса в повестку последней перед каникулами сессии. Вопреки обыкновению, её даже сдвинули на неделю с обычного последнего четверга месяца — на 7 июля. Если депутаты уйдут на каникулы, не согласовав условия будущего соглашения, правительство останется со связанными руками до середины осени.

«Мусорный» вопрос весьма политизирован, и было бы наивно полагать, что Минэкономразвития и МинЖКХ, ответственные за новую концессию, легко удовлетворят депутатов. 15 июня на совместном заседании комитетов по бюджету и по строительству депутаты утвердили перечень предложений к правительству насчёт условий будущих контрактов. Речь о рекомендациях, но преподнесены они были более чем настоятельно. Вице-спикер Владимир Карпов напрямую увязал способность сторон слышать друг друга в «мусорном» вопросе с перспективами диалога по бюджету области. Это весьма серьёзное предупреждение.

При этом заксобрание демонстрирует готовность потрудиться сверхурочно, чтобы не тормозить подготовку конкурсов. Поскольку проработать условия к сессии 7 июля однозначно не получается, депутаты готовы собраться на дополнительную сессию. Сейчас звучит дата 14 июля. Срок может измениться, поскольку ключевой вопрос здесь — ради чего собираться? Чтобы одобрить условия будущих концессий или раскритиковать чиновников за нежелание пойти навстречу предложениям депутатов? Сложность в том, что ряд инициатив, переданных в правительство, довольно спорны, а кое-что грозит радикально удлинить срок подготовки к конкурсам и привести к дополнительному росту тарифа для населения и предприятий.

Одно из ключевых отличий нового решения для «мусорной» реформы от старой концессии это готовность Публично-правовой компании «Российский экологический оператор» участвовать в проекте, обеспечивая льготное финансирование (подробнее об этом гендиректор РЭО Денис Буцаев рассказал в интервью ЦДЖ, опубликованном в выпуске от 1 июля 2022 г.). Соответственно, за основу при разработке проекта концессии новосибирские чиновники брали опыт соглашений, заключённых с участием РЭО в других регионах. Вместе с тем, основополагающим документом для будущего проекта является Территориальная схема обращения с отходами в Новосибирской области, являющаяся частью Федеральной схемы.

Депутаты предложили правительству рассмотреть, помимо концессии, иные механизмы для строительства мусоросортировочных заводов и полигонов, в том числе, за счёт бюджетного финансирования. Буцаев исключает участие РЭО в проектах исключительно за государственный счёт. Наверное, можно было бы обойтись и без денег ППК. Однако региональная практика показывает, что строительство объектов для хранения отходов за счёт бюджета до сих не приводило к впечатляющим успехам, о чём хорошо известно депутатам строительного комитета заксобрания. Из года в год они возвращаются к вопросу строительства одних и тех же объектов и вновь находят их нерешёнными.

Строительство новых полигонов в районах Новосибирской области затеяли в 2012 году в рамках госпрограммы по развитию системы обращения с отходами производства и потребления, расписанной по 2016 год. С тех пор госпрограммы многократно переписывались, а полигонов так и нет. В Багане объект строят с 2013 года, в Кыштовке с 2014-го, в Каргате с 2015-го, в Северном с 2016-го. Повезло Карасуку — здесь полигон взялись строить в 2016 году и ввели в 2022-м, всего-то 6 лет; однако здесь до сих пор не проведён конкурс на оператора по эксплуатации, поэтому отходы на объекте не размещают. Планы по строительству межрайонных комплексов по сортировке и хранению отходов в Куйбышеве, Татарске и Тогучине много лет остаются на бумаге. Частному бизнесу в «мусорной» сфере тоже не везёт — кроме опыта «ВИС», есть неудачный пример инвестора, который с 2017 года не может начать строительство полигона возле села Маяк в Искитимском районе.

Не менее спорным выглядит депутатская инициатива при формировании техзадания для концессии исходить из минимально-достаточных затрат на технологическое обеспечение производственного процесса и оптимальной стоимости оборудования (преимущественно отечественного производства), необходимых для его реализации. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» требует ежегодного увеличения доли переработки отходов и снижения объёма захоронения. Для этого обязательно применять наилучшие доступные технологии, для которых просто нет отечественных аналогов оборудования. Опыт проектов в других регионах показывает, что доля импортного оборудования составляет около 50%, и для эффективного решения проблемы нужно ломать голову, как достать необходимую технику в обход санкционных ограничений вместо того, чтобы пытаться сэкономить на решениях, несоответствующих требованиям федерального проекта.

Самый спорный пункт касается количества концессионных объектов в границах Новосибирской агломерации. Депутаты предлагают увеличить их число с 2 до 3-5. Однако региональная террсхема предусматривает лишь два объекта. На строительство двух объектов ориентируется и РЭО, что подтвердил Буцаев в интервью ЦДЖ. Увеличение числа объектов потребует корректировки и территориальной, и федеральной схем. Это сложные с организационной и бюрократической точек зрения процессы, которые сами по себе легко займут до года. И это не считая времени, необходимого для отведения новых участков под объекты в границах агломерации, что с учётом всех стандартных процедур может занять от 1,5 лет и более. С планами запустить полигоны с мусоросортировкой к концу 2024 года, как то предписывает терсхема, придётся прощаться.

Увеличение количества объектов повлечёт существенный рост операционных расходов. Снижение мощности полигона с 400 до 200 тысяч тонн в год не даст экономии: стоимость возведения и обслуживания объектов примерно одинаковая. Больше полигонов — больше расходов на зарплату, соцвзносы, обслуживание оборудования. Всё неизбежно отразится в повышении тарифа, сдерживанием которого должны быть озабочены народные избранники. Может быть, правительство найдёт иные решения, позволяющие обойти выше описанные сложности. А может быть, депутаты снимут с повестки часть предложений. Ключевая интрига по-прежнему в искренности настроя на диалог и готовности искать разумные компромиссы. В нынешнем раскладе ставки на согласование концессии до летних каникул кажутся слишком оптимистичными.

Другие новости