Новосибирскому туризму не хватает звёзд

Туризм в Новосибирской области может стать драйвером для экономики районов, однако развитие индустрии по-прежнему остаётся теорией. В Агентстве инвестиционного развития ищут новые подходы, как вдохновить горожан на отдых в родном регионе.

В силу известных геополитических факторов нынешний летний сезон радикально отличается от предыдущих, даже с учётом пандемийных лет. Совокупность факторов сделала зарубежный отдых либо очень дорогим, либо и вовсе недоступным. Крым пугает близостью к фронтам военной спецоперации на Украине, Сочи стоит как заграничный курорт. Время более чем подходящее для развития регионального туризма. Причём есть предпосылки считать это направление отдыха высоко востребованным на годы вперёд. В республике Алтай аншлаг сверх меры, Алтайский край и юг Кузбасса снимают сливки повышенной востребованности. Новосибирская область достижениями похвастаться не может.

В конце декабря 2021 года областное правительство одобрило проект новой госпрограммы развития туризма, разработанный местным минэкономразвития. Мероприятия программы предполагалось начать в 2022-м, с тем, чтобы к 2030 году туристический поток вырос до 2,18 млн граждан в год, включая 200 тысяч иностранцев. Внутренний туризм за это время должен вырасти на 96,5%. Объём финансирования из бюджета области был намечен в объёме 1,8 млрд в год. Это немного, но главная цель программы — привлекать федеральные средства в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

Несмотря на благоприятную конъюнктуру нынешнего лета о мероприятиях госпрограммы ничего не слышно. Представители туротрасли, вынужденные переориентироваться на внутренний рынок, жалуются на отсутствие контактов с чиновниками. Между тем, именно турагенты могут выступать звеном, продвигающим и продающим услуги региональной индустрии гостеприимства, начиная с «туров выходного дня» для новосибирцев и жителей соседних городов до многодневных оздоровительных программ в областных санаториях.

Заполнить брешь настроены сотрудники Агентства инвестиционного развития. По словам гендиректора АИР Александра Зырянова, идёт анализ факторов, мешающих отраслевому росту. «По большому счёту, мы сегодня плохо представляем типовой портрет и того, кто потребляет туристические услуги, и того, кто их предоставляет. Это мешает калибровке предложений, — комментирует Зырянов. — Вместе с тем нужно детально изучить рынки соседних регионов. Так мы увидим, что сейчас наиболее востребовано там, и может ли мы предоставить аналоги здесь».

Отсутствие крупных инвестпроектов в областной туротрасли сейчас объяснимо общей нестабильностью экономики. Отсутствие растущих в других регионах как грибы глэмпингов и кемпинтов объяснить сложнее. В АИР работают над механизмом господдержки для таких проектов, в том числе через помощь в конкурсах на гранты Ростуризма.

У Новосибирской области есть туристические бренды, способные после приложения некоторых усилий превратиться в полноценные дестинации. Однако их узнаваемость очень низка не только вне границ региона: в границах области она тоже оставляет желать лучшего. Решением проблемы может стать только более активный территориальный маркетинг — выставки, ярмарки, прямая реклама в федеральных СМИ и регионах, откуда могут приехать туристы. Нынешним летом АИР впервые использовал федеральные телеканалы для рекламы инвестиционного потенциала Новосибирской области. Почему бы не попробовать с продвижением туристического потенциала?

Наиболее тяжёлые козыри региональной индустрии гостеприимства — санаторно-курортный ресурс. По словам Зырянова, в районах области есть уникальные здравницы, в том числе, обладающие вполне современной инфраструктурой. «Ценность оздоровительных услуг здесь оправдывает довольно высокую стоимость, но, безусловно, есть куда расти в плане сервиса. Необходимо стимулировать улучшение качества услуг для отдыхающих», — считает гендиректор АИР.

Местному туристическому рынку нужно больше звёзд — и во всех смыслах. По данным агентства, на 1 июня в регионе из 352 официально действующих коллективных средств размещения государственную классификацию прошли лишь 206; «звёздность» прочих не измерена, что дурно говорит об уровне цивилизованности местного рынка гостеприимства. Не хватает «звёзд» среди туристических брендов, хотя у некоторых направлений в области хороший потенциал. Нет «звёзд» и среди персонала объектов: на местном образовательном рынке всего лишь единицы специализаций, связанных с гостеприимством, а престижными и зрелищными конкурсами «лучший по профессии» могут похвастаться одни лишь бармены. Программный подход должен помочь отрасли системно справиться с проблемами. Учитывая выявленные «узкие места», программу нужно будет корректировать, и логичней всё-таки привлекать туристическое сообщество, иначе документ так и останется вещью в себе.

Другие новости