Бюджет области поправили за счёт резервного фонда

Областные власти согласовали поправки к закону о бюджете региона, договорившись о 5-кратном снижении величины резервного фонда. Депутаты настояли на сохранении максимальной прозрачности бюджетных расходов.

Жаркая дискуссия на заседании комитета по бюджетной, экономической политике и собственности 30 июня показала, что темы бюджетов 2021 и 2022 года будут на сессии 7 июля главными. Среди многих нюансов депутаты выделили две цифры, потребовавшие детальных разбирательств. В отчёте о бюджете-2021 зафиксировано превышение доходов над расходами размером в 15 млрд рублей, что породило множество вопросов о причинах и последствиях недофинансирования разных направлений. А в проекте корректировок бюджета нынешнего года депутаты увидели инициативу увеличить резервный фонд до 26 млрд рублей. Попытка избежать детализации в распоряжении порядка 10% областных доходов вызвала недоумение в заксобрании.

По итогам выступления вице-премьера, министра финансов Виталия Голубенко на сессии с отчётом об исполнении бюджета-2021 вопросы депутатов в основном были по-прежнему связаны с недофинансированием. Чиновник уточнил, что 5,5 млрд рублей по итогам года составили сверхплановые доходы, а недофинансирование на 9,5 млрд обусловлено, в основном, сложностями с необходимостью корректировать проектно-сметную документацию по объектам, заново проходить экспертизу, а также из-за проблем с контрагентами. Депутат Вячеслав Илюхин отметил, что в сравнении с 2020 годом в 2021-м снизился процент выполнения работ по капвложениям, и показатели первого полугодия говорят, что тенденция может сохраниться, но на фоне отрицательной динамики правительство исправно получает премии за исполнение бюджета — 144 млн за 2021-й, за 2022-й запланировано уже 182 млн. Голубенко ответил, что основной объём бюджета приходится на исполнение социальных статей, а в этой части все обязательства закрыты. В ответ на просьбу депутата Вадима Агеенко уточнить, о каких проблемах с контрагентами идёт речь, глава минфина назвал несвоевременное исполнение обязательств.

Вице-спикер ЗС Ирина Диденко попросила прокомментировать снижение по сравнению с 2020 годом расходов на газификацию, произошедшее, несмотря на настойчивые рекомендации депутатов усилить это направление. Вице-губернатор Сергей Семка объяснил снижение областных расходов на газификацию ростом вложений со стороны ПАО «Газпром» по инициативе президента Владимира Путина. В частности, вице-губернатор сообщил о подписанном в июне на ПМЭФ соглашении с госкорпорацией о кратном увеличении масштаба программы газификации в Новосибирской области.

Перечень известных нереализованных проектов на фоне бюджетного профицита напомнил депутат Яков Новосёлов. По его словам, область могла бы сама профинансировать строительство поликлиник в Новосибирске, вместо того, чтобы ждать реализацию этой инициативы в формате государственно-частного партнёрства. В ответ на вопрос депутата об актуальной стоимости реализации проекта первый вице-премьер Владимир Знатков пообещал прислать точную цифру на следующей неделе, объяснив сдвижки сроков объективными причинами, а рост стоимости увеличивающейся инфляцией. Чиновник уточнил, что сейчас строятся три поликлиники из семи. На прошлой неделе аудитор Контрольно-счётная палаты Сергей Мартынов, выступая перед бюджетным комитетом, заявил, что плановый срок ввода всех объектов — 15 августа.

Глава бюджетного комитета Фёдор Николаев в рекомендациях правительству выделил принятие мер для своевременной корректировки ПСД, а также оптимальное формирование госпрограмм, которые сегодня привязаны к возможностям бюджетного финансирования и, как следствие, не позволяют депутатам чётко видеть отклонения. «Всё проговорили, все друг друга услышали», — подытожил спикер ЗС Андрей Шимкив. Сессия приняла закон об исполнении бюджета-2021 единогласно.

После этого закон о поправках к бюджету-2022 был принят без дискуссии. Депутаты заранее обозначили все острые вопросы, и правительство использовало последнюю неделю, чтобы устранить наметившиеся противоречия. Николаев отметил как «проблемный узел» вопрос величины резервного фонда, подчеркнув, что поправки губернатора Андрея Травникова ко второму чтению сняли остроту. Это дало возможность принять на сессии закон о корректировке бюджета сразу в двух чтениях.

Поправки значительно увеличат расходы области по социальным обязательствам. В том числе, по индексации зарплат категорий бюджетников, не защищённых майскими указами. Как на том и настаивали депутаты, эти расходы будут подробно расписаны по ГРБС. Резервный фонд между первым и вторым чтениями сократился на 19 млрд рублей. «Для исключения спекуляций насчёт несговорчивого заксобрания, чтобы все понимали — вот губернатор внёс поправку на горячее питание для школьников льготных категорий — понятно сколько, понятно куда. Внёс на индексацию зарплаты для бюджетников — понятно сколько, понятно куда. А 26 млрд одной строкой без назначения это нонсенс, —прокомментировал Шимкив ситуацию вокруг резервного фонда. — Мы снизили ко второму чтению сумму резервного фонда до 5,4 млрд и понимаем, что это за деньги. Сколько на ликвидацию ЧС, сколько на преодоление иных чрезвычайных последствий. А ещё 20 — извините. Это не тысячи. Это миллиарды. И спасибо правительству, что оно согласилось с доводами депутатов».

Обычно бюджет региона корректируют уже по итогам первого квартала. В этом году начало весны пришлось на период беспрецедентной неопределённости. Только летом минфин насмелился вносить изменения в расходы, опираясь на текущую доходную картину. Чиновники и депутаты согласны в том, что уже к осени ситуация может измениться, что потребует новый корректировок.

Другие новости