Санкции набивают цены и сдвигают сроки

Санкции замедляют крупнейшие новосибирские стройки. В правительстве бодрятся насчёт ввода ЛДС, СКИФа, Центрального моста, инфекционного госпиталя и городских поликлиник, но политики могут использовать задержки, чтобы раскачать ситуацию.

На прошедшем в конце июня Сибирском транспортном форуме стенд Группы «ВИС», посвящённый четвёртому мосту через Обь, был одним из главных. Собственно, и сам проект является сейчас ключевой инфраструктурной стройкой в сибирской столице. Это не просто очередной мост через реку, а целый комплекс многоуровневых развязок, тоннелей, пассажирских переходов. Ввод объекта радикально изменит движение через площади Труда и Энергетиков. Горожане ждут этого с нетерпением. Неудивительно, что ряд СМИ во время форума отметил заявления о том, что к концу года мост будет готов лишь на 80%. Концессионеру пришлось напоминать журналистам, что в актуальной редакции соглашения срок ввода объекта — конец 2023 года.

Откуда ж расстройство? В июне 2021-го гендиректор ООО «ПФ ВИС» Руслан Семенов уверенно рапортовал чиновникам, что движение по мосту будет открыто к концу 2022-го, а полностью объект со всеми развязками сдадут в 2023-м. В январе нынешнего года аудитор областной Контрольно-счётной палаты Валерий Алёхин объявил о срыве срока строительства. В «ВИС» опровергли эти выводы, указав, в частности, на то, что коэффициент готовности объекта должен достичь 55% к 1 апреля. На Сибирском транспортном форуме замдиректора «ПФ ВИС» Владислав Вавилин сообщил, что уровень строительной готовности в 55% достигнут к концу июня, а к концу года будет на уровне 78%.

Очевидно, что произошла задержка. Напрямую с влиянием введённых санкций в компании её не связывают. На соответствующий вопрос помощника президента РФ Игоря Левитина Вавилин сообщил, что оборудование закуплено отечественное, и были лишь сложности с доставкой и иностранными монтажниками, однако всё удалось разрешить. В любом случае, строительство Центрального моста держится в плановом временном створе, в отличие от других знаковых для Новосибирска проектов.

Мягкие комментарии насчёт воздействия санкций — общий стиль информационного сопровождения крупных проектов с бюджетными деньгами. Возможно, так пытаются выгодней представить курс на импортозамещение. 28 июня вице-губернатор Ирина Мануйлова на пресс-конференции о программе будущего форума «Технопром» сообщила о сдвиге срока ввода шестой станции объекта «СКИФ» — самой амбициозной и дорогой стройки региона. Сдвижка связана с невозможностью поставить к 2024 году сложное оборудование из-за санкционных мер. В целом синхротрон должен состоять из 30 станций, которые предполагается вводить поэтапно. «Будут приниматься технологические решения по наполнению станции отечественным оборудованием и разработками», — уверяет Мануйлова. В решениях сомнений нет, а насчёт их исполнимости — посмотрим.

Новую жизнь на миру в конце июня обрёл проект государственно-частного партнёрства по строительству инфекционного госпиталя на 504 койки. Контракт правительства с инвестиционно-строительным холдингом «К1» на 4,6 млрд рублей вызвал в прошлом году много шума из-за того, что чиновники не согласовали его заключение с Законодательным собранием. В декабре начались работы на стройплощадке в поселке Садовый возле Северного обхода. К тому времени область уже получила 2 млрд на будущий госпиталь из федерального бюджета. Сроки были обозначены жёсткие — построить больницу к концу 2022 года, и даже точней — к Молодёжному чемпионату мира по хоккею. 23 июня в ходе выездного совещания на стройплощадке первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков отметил, что «несмотря на санкции и непростую экономическую ситуацию, найдены решения, позволяющие завершить строительство в срок, необходимое финансирование обеспечено, основные закупки оборудования произведены, а также найдены новые поставщики для замены оборудования, попавшего под санкции». Это цитата из пресс-релиза правительства. Там же сказано, что завершить объект планируется в третьем квартале 2023 года. Уж не последствия ли санкций всё же виной в сдвижке срока ввода?

Последней причиной отставания от планового срока в строительстве ледовой арены в левобережье генподрядчик назвал уже конкретно санкции. «По графику мы планируем завершение всех работ 1 ноября. У нас произошли сдвижки, связанные с невозможностью поставки оборудования, конкретно трансформаторной подстанции. Произошли изменения в решении, перешли на отечественное оборудование. Только в сентябре оборудование будет здесь, на месте, — сообщил директор по строительству компании «ЭлинАльфа» Денис Синюк заместителю Генерального прокурора РФ Дмитрию Демешину, когда тот в июне инспектировал стройплощадку. К тому времени прокурорская проверка установила отставание от графика на 90 дней. По версии генподрядчика, отставание составит месяц. Генпрокуратура официально напомнила о недопустимости срыва срока ввода объекта, строящегося в рамках нацпроекта «Демография».

Затянувшаяся эпопея по строительству семи больших поликлиник в Новосибирске в рамках ГЧП с Группой «ВИС» должна была по плану завершиться в 2022 году. Фактически идёт строительство трёх поликлиник, успевших за последние месяцы чувствительно подорожать. У чиновников есть уверенность, что эти объекты введут, хоть, может, и сроки придётся в очередной раз сдвинуть. А понимания, как финансировать ещё четыре поликлиники, пока нет. С чего вдруг случились такие перемены в стоимости — уж, не из-за санкционных ли последствий?

Вскоре чиновникам придётся разбирать, что послужило виной сдвижки сроков реализации «школьной» концессии, в рамках которой «дочка» ГК «Просвещение» должна построить в Новосибирске 6 школ к концу 2022 года. В прошлом сентябре, когда проект соглашения обсуждали в заксобрании, министр образования Сергей Федорчук говорил депутатам, что строительство объектов, скорее всего, уйдёт в 2023 год, даже если работы удастся начать в январе 2022-го. На сессии горсовета 29 июня стало известно, что объекты ещё не прошли экспертизу — продолжаются технические согласования. Теперь уже можно определённо строить планы по вводу на следующий год, и это не худший сценарий.

Ситуация в экономике, в производстве, в логистике остаётся беспрецедентно сложной. Было бы наивно ожидать, что последствия санкционного давления обойдут стороной крупнейшие областные проекты, от которых, в том числе, зависит престиж власти. Наверное, соображения того же престижа заставляют чиновников сохранять невозмутимые лица и заставлять подрядчиков «зеркалить» настроение, будто всё идёт по плану, а то, что пока не идёт — скоро пойдёт. Может быть, это требования федерального руководства, которое, кстати, занимает лояльную позицию в отношении сдвижки сроков: 23 июня ввиду санкционных ограничений правительство РФ издало постановление, расширяющее возможности менять основные параметры концессий специально для того, чтобы поддержать концессионеров, реализующих проекты регионального и муниципального уровней. Но в местной политике реакция будет нелояльной, и козлов отпущения начнут искать в исполнительной власти.

Другие новости