Закон о лесных парках тянут в новые дебри
Областные власти рассматривают возможность вновь изменить закон об особо охраняемых природных территориях, чтобы сохранить, а то и преумножить препоны, из-за которых прошлые поправки отменил суд. Перспективы зависят от активности прокуратуры.
На последней перед каникулами сессии Законодательного собрания Новосибирской области, намеченной на 7 июля, депутаты могут сразу в двух чтениях принять изменения в закон об ООПТ. На таком сценарии настаивает региональное министерство экологии и природных ресурсов. Одни изменения обусловлены вступившим в силу решением суда. Другие разработаны чиновниками, чтобы свести к минимуму первые. Проиграв процесс общественникам и прокуратуре, инициаторы паралича коммерческой деятельности в Заельцовском бору готовят новый сценарий регулирования, несущий ещё большую непрозрачность решений и, как следствие, более высокие коррупционные риски.
О планах стало известно на июньском заседании комитета по аграрной политике заксобрания. Депутаты констатировали необходимость отменить часть изменений, спешно внесённых в закон об ООПТ в феврале 2021 года. Тогда срочность объяснялась стремлением незамедлительно создать охраняемую территорию нового типа «лесной парк» в Заельцовском бору, дабы исключить многоэтажную застройку лесных массивов.
Тонкость в том, что между принятием решения о создании ООПТ и собственно созданием территории в определённых границах с соблюдением всех необходимых норм и процедур, проходит время. Сколько именно — непонятно. Весной 2021-го чиновники запретили в предполагаемых границах охраняемой территории любую деятельность, связанную со строительством, реконструкцией и, в целом, земельными отношениями. Тем самым поразив в правах жителей территории и предпринимателей, ведущих там бизнес. Летом 2021-го чиновники утверждали, будто ООПТ в Заельцовском бору будет создана к концу года. Позже срок сдвинулся на весну 2022-го. Теперь на комитете прозвучал новый срок — конец нынешнего года.
И не факт, что это финишная черта. Кроме того, развитие событий показывает, что действия областных и городских властей в истории с ООПТ выходят за рамки законодательства, что провоцирует новые и новые судебные разбирательства. Так что делать прогнозы насчёт точки в истории пока очень преждевременно.
Напомним, что 28 апреля 2022 года общественная организация «Сибирское экологическое содружество» при поддержке Генпрокуратуры РФ добилась в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции в Кемерово признания незаконными поправок, ограничивших права граждан и юридических лиц на получение участков в собственность, а также на получение разрешений на строительство и реконструкцию на территории предполагаемой, но ещё не сформированной ООПТ.
Протесты жителей и предпринимателей были обусловлены, в том числе, непоследовательностью и непрозрачностью решений в рамках создания ООПТ. Изначально Минприроды очертило границы Заельцовского бора площадью 9000 га. Летом 2021 года площадь под охраной уменьшилась почти вдвое, до 5000 га. Чиновники исключили кладбища, зоопарк с дендропарком, некоторые жилые комплексы, фрагменты частного сектора вдоль улицы Жуковского и ряд участков, на которых велась строительная и иная хозяйственная деятельность. Непонятно, на основании чего участки сначала включались в ООПТ, а затем исключались. Ответственные лица будто жонглировали участками — какие включить в охраняемую территорию, а какие убрать.
Судя по инициативам Минприроды, в новой редакции закона прозрачности будет ещё меньше. С одной стороны, чиновники предлагают признать возможность разнообразной строительной деятельности в границах ООПТ. И в то же время вопросы по каждому участку охраняемой территории предполагается рассматривать индивидуально, после чего в его отношении будет решаться — разрешены здесь строительство и реконструкция, или нет, а если да, то, в каком формате.
Сторонники поправок к закону об ООПТ продолжают гнуть линию, будто радеют о спасении Заельцовского бора от массированной застройки жильём. Но чем дальше, тем больше развитие событий показывает, что идёт формирование административных рычагов для того, чтобы блокировать одни проекты и разрешать другие — на непонятных общественности основаниях. Заельцовский бор не является сплошным лесным массивом, здесь много территорий, давно обжитых и застроенных, как жильём, так и предприятиями. Часть этих участков требуют редевелопмента, и его проведение в любом случае - это вопрос времени. Инициаторы правок в закон вносят в уравнение неизвестных: кому-то будет позволено реализовывать проекты, кому-то - нет.
В процессе против правленой версии закона об ООПТ прокуратура участвовала на стороне общественников, добиваясь отмены всех без исключения корректировок, как противоречащих федеральному законодательству. Сначала надзорное ведомство было представлено в суде прокуратурой Новосибирской области, затем уже в лице Генеральной прокуратуры РФ. Учитывая личное внимание генпрокурора Игоря Краснова к проблеме соблюдения прав при организации Заельцовской ООПТ, можно полагать, что прокуратура и дальше сохранит активную позицию по отношению к проблеме. Вопрос в степени активности.
Обычно сотрудники прокуратуры участвуют в заседаниях комитетов заксобрания, ходят на сессии. Обсуждение и принятие законов всегда в поле зрения государева Ока. В ситуации с новыми правками к закону об ООПТ прокуратуре нужно определиться, что главней — процесс или результат? Можно подождать утверждения новых поправок, опять сомнительных с точки зрения федерального законодательства, и вновь пойти в суд. Минимальный срок нового процесса, включающий рассмотрение в двух инстанциях, — полгода. Либо можно сохранить это время и прочие ресурсы для всех заинтересованных сторон, вмешавшись заранее и предупредив риск развития событий в сомнительном ключе.