Ещё один крупный контракт в дружеские руки Мысика

Контракт на капремонт Октябрьского моста достался «родственному» подрядчику муниципального предприятия «Метро МИР». ООО «СпецТрансСтрой», ранее известное, как «Градопроект», второй раз уводит крупный заказ из-под носа «Новосибирскавтодора».

Мэрия вносит весомый вклад в рекордные пробки лета-2022: анонсированный на протяжении многих лет капитальный ремонт Октябрьского моста начинают не раньше и не позже как одновременно с завершением строительства Центрального моста, его развязок и объектов к несостоявшемуся МЧМ-2023, а также аккурат в начале масштабной программы модернизации городских теплосетей. Старейший автомобильный мост Новосибирска планируется ремонтировать три года, так что водителям, в любом случае, надо привыкать. Привыкнет ли крупнейшая в регионе дорожно-строительная компания «Новосибирскавтодор» к тому, что крупные заказы уходят из-под руки мэрии малоизвестному игроку, плотно сработавшемуся с руководителем «Метро МИР» Александром Мысиком?

Контракт на капремонт моста стоимостью 2,2 млрд рублей разыгрывали, как водится, на конкурсе, итоги которого подвели 13 мая. Заявка была подана лишь одна. Почему? Есть гипотеза, что другие потенциальные участники сочли предложенные условия неисполнимыми. После аукциона «Новосибирскавтодор» пожаловался в Федеральную антимонопольную службу на отсутствие в документации обустройства бытового городка для строителей и создания части рабочих чертежей. Без этого, по мнению авторов жалобы, исполнение контракта невозможно. ФАС приостановил подведение итогов тендера. Однако 31 мая мэрия всё же заключила контракт с единственным поставщиком — ООО «СпецТрансСтрой». Спешку в муниципалитете объяснили железной необходимостью законтрактоваться до 1 июня 2022 года — иначе пришлось бы возвращать в Москву федеральный транш на капремонт моста, а тянуть с работами уже не позволяет состояние несущих конструкций.

«Новосибирскавтодор» не первый раз пересекается с людьми, стоящими за «СпецТрансСтроем». Забавно, что новое пересечение случилось на том же самом месте. 20 апреля 2020 года компания «Градопроект» получила от МУП «УЗСПТС» контракт на 455 млн рублей на реконструкцию автодороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус» и вокруг дамбы Октябрьского моста. Это подъездной путь к новой ледовой арене. У «Градопроекта» не было опыта дорожных работ. Но опытнейший подрядчик «Новосибирскавтодор», заявив такую же цену, проиграл конкурс лишь потому, что комиссия из числа сотрудников УЗСПТС решила: «Градопроект» первым подал заявку. Могучее политическое лобби «Автодора» на областном уровне ничем не смогло помочь.

В 2020 году ЦДЖ подробно рассказывал о странностях в контрактах между заказчиком в лице УЗСПТС и «Градопроектом». В том числе, наличие в конкурсных документах условий, казавшихся заведомо невыполнимыми, как в случае с капремонтом Октябрьского моста.

Например, 9 ноября 2019 года предприятие под руководством Мысика и «Градопроект» подписали контракт на создание рабочей документации и строительство станции метро «Спортивная» на 375 млн рублей. Подрядчик взялся выполнить работы до 20 декабря. Неудивительно, что в конкурсе участвовал один-единственный поставщик: строители и проектировщики считали нереальным выполнить такой объём за 40 дней, учитывая многочисленные технические сложности «Спортивной». Тем не менее, «Градопроекту» удалось. Если, конечно, верить документам, которые показывают, что работы были приняты и оплачены до конца 2019 года. При том, что у «Градопроекта» не было даже допуска СРО на проектирование. Более того — УЗСПТС в рамках того контракта приняло ещё и немалый объём строительных работ, который фактически ещё долго оставался невыполненным.

Контракт на строительство подземного пешеходного перехода в дамбе моста на 311 млн рублей был подписан между УЗСПТС и ФГУП «СВЭКО» 6 сентября 2019 года. Подрядчиками стали тот же «Градопроект» и АО «Горкоммуникации», не имевшие ни опыта, ни лицензий для строительства подобных объектов. В частности, в оплаченную часть вошли 222,75 восьмичасовые смены маркшейдерских работ. В совокупности это 75 суток. Для проведения маркшейдерских работ требуется лицензия Ростехнадзора, но, судя по базам «Контур-Фокус», Rusprofile, «Спаркс» и реестру выданных Ростехнадзором разрешений, такой лицензии не было ни у «СВЭКО», ни у УЗСПТС, ни у «Градопроекта» с «Горкоммуникациями».

ФГУП «СВЭКО» это связанная с Федеральной службой охраны организация широкого и неопределённого профиля. В последние годы предприятие стало широко известным благодаря серии уголовных дел о коррупции в отношении руководства и партнёров. В Новосибирске ФГУП получил в 2019 году от УЗСПТС контракт на строительство коллектора возле арены. Фактически работы выполняло уже упомянутое выше АО «Горкоммуникации». В документации по контракту было немало странностей, подсказывающих, что работы принимались «авансом». Важнее вопросы о замене труб и отклонении от технологии при строительстве, о которых также писали в прессе, в 2020 году оставшихся без комментариев и реакции надзорных органов.

Причём тут «СпецТрансСтрой»? С 20 июля 2021 года это новое имя «Градопроекта». К тому времени УЗСПТС превратилось в «Метро МИР», которое 21 июля 2021 года вошло в состав учредителей «СпецТрансСтроя», получив 24% акций. Контрольный пакет акций (51%) «СпецТрансСтроя» оформлен на Сергея Дмуху. Ещё 24% у ООО «Сибирский поликомпозит». В числе совладельцев последнего АО ЦИЭБ «Русич», тоже немало зарабатывающее на муниципальных контрактах. У «Русича» одни и те же учредители с «Горкоммуникациями» — Михаил и Виталий Ефременко.

Нельзя сказать, что странности в отношениях между муниципальным заказчиком и «родственным» подрядчиком не вызывают никаких вопросов в контролирующих структурах. 15 марта в «Метро МИР» следователи провели выемку документов. Также следственные действия прошли в офисе «СпецТрансСтроя». Публичного развития эта история пока не получила. Но сам по себе визит силовиков показал, что с подрядчика объектов к МЧМ сняли неприкосновенность: до того правоохранительные органы обходили вниманием все контракты, связанные с подготовкой к чемпионату.

Другие новости