Следующая станция «Передвыборная»

Инициатива о возможной передаче строительства метро с городского на областной уровень может дать старт новому крупному проекту, с которым Андрей Травников пойдёт на выборы-2023.

Много кого врасплох застал круглый стол по развитию новосибирского метрополитена, прошедший в Законодательном собрании 1 ноября. Казалось бы, с чего вдруг областные парламентарии озаботились проблемами муниципального предприятия? Тема подземки относится к компетенции мэрии областного центра. Станция «Спортивная», которую сейчас достраивает муниципальное предприятие «Метро МИР», это часть транспортной инфраструктуры новой ледовой арены, которой занимается областная власть с использованием федеральных средств. Тем не менее, станция является сферой ответственности мэра Анатолия Локтя, и ему же будут причитаться лавры за успешный ввод объекта, если таковой состоится (неделю назад ЦДЖ рассказывал о том, что срок запуска уже сдвинули вправо).

Строительство «Спортивной» — конъюнктурное решение, привязанное к несостоявшемуся молодёжному чемпионату мира по хоккею и строительству новой арены. Для транспортной системы города польза от этой станции сомнительна, для развития мегаполиса и подавно. Стоит напомнить, что на ранних подступах к освоению левобережной поймы обсуждался вариант выделить здесь землю для строительства нового микрорайона — вот тогда от «Спортивной» пользы было бы определённо больше. Но городской Совет выступил против, поэтому получилось то, что получилось.

Больше надежд на пользу от станций, которые входят в ближнюю перспективу роста метрополитена. Это продолжение Дзержинской линии к Гусинобродскому шоссе, продление Ленинской линии на правом берегу в сторону аэропорта «Северный» и на левом берегу через площадь Станиславского в направлении «Чистой слободы». 15 лет в разных форматах чиновники и политики обсуждают эти направления. Станции даже нашли отражение в актуальной версии генплана, что предполагает их строительство до 2030 года. Но ситуация остаётся тупиковой, и проблема не только в деньгах.

Несколько лет областное и городское руководство пререкались насчёт готовности проектно-сметной документации на продолжение Дзержинской линии. Губернатор Андрей Травников утверждал, что ПСД нет, потому нет и финансирования, а мэр Анатолий Локоть отвечал, что ПСД есть, но из-за отсутствия финансирования невозможно её утвердить. Проблеском надежды на конструктив стало прояснение ситуации вокруг Волочаевского метродепо, необходимого для продления линии (как выяснилось, на этот объект совершенно точно нет ПСД, её нужно разрабатывать), а также осознание необходимости строительства второго перегонного тоннеля между станциями «Берёзовая роща» и «Золотая нива». По бедности 12 лет назад последнюю ввели с одним тоннелем — да так и оставили. Но при продлении линии один тоннель с возросшей нагрузкой не справится.

Круглый стол в заксобрании — формат факультативный, значимых решений там не принимают. И нет смысла в подробном пересказе мероприятия. Суммируем главное. Во-первых, интерес и готовность областных законодателей заняться проблемой развития новосибирской подземки проявились в полный рост. Во-вторых, внятно прозвучала инициатива передать метро на областной уровень с учётом более сильных лоббистских позиций региона. В-третьих, наряду с необходимостью добиваться федерального финансирования для метро внятно прозвучала возможность привлечения инвестиций застройщиков, развивающих территории, к которым тянется метро. В-четвёртых, стало ясно, что последовательность строительства станций вопрос дискуссионный, и общеизвестные решения — не догма.

Может показаться, будто вопрос несвоевременный. Если даже в более благополучные годы не удавалось продлевать линии метро, о чем сейчас говорить, когда области светит рекордный дефицит бюджета? Но вопрос в подходе к задаче. На круглом столе первый вице-спикер ЗС Андрей Панфёров не зря напомнил, что ленинскую линию новосибирского метрополитена строили во время войны в Афганистане, когда у СССР было туго с деньгами.

Подготовка к губернаторским выборам 2023 года идёт по расписанию. Чтобы идти на второй срок, Травникову понадобятся новые перспективные проекты. Инициативы, которые он заявлял в 2018 году, уже находятся в разных фазах реализации, тут ничем новосибирцев не удивишь. Осталась не разыгранной лишь карта метро, о котором Травников, кстати, говорил с президентом Владимиром Путиным во время визита главы государства в Новосибирск в феврале 2018 года. Путин одобрил развитие подземки, но дальше дело не пошло из-за упомянутой выше проблемы с ПСД. Сейчас передача развития метро на областной уровень была бы логичным шагом, при условии, что губернатору действительно удастся сдвинуть на федеральном уровне решение финансового вопроса.

Другие новости