На решение суда о бездействии ответили неисполнением
Ситуация вокруг формирования Схемы размещения наружной рекламы в Новосибирске стала поводом для вмешательства суда и прокуратуры, но мэрия продолжает бездействовать. Непрозрачные правила дурно влияют на инвестиционный климат города.
Скандальность изменений, проводимых руководителем управления художественного облика мэрии Олегом Хорошуновым, беспокоит не только участников рынка наружной рекламы. Непредсказуемость действий чиновников чревата потерями для любого бизнеса, деятельность которого регулируется городской властью. Проблемами оборачивается и бездействие, когда предприниматели не могут добиться от властей объяснения принятых решений, что затрудняет их обжалование. В такой ситуации оказался крупный оператор рынка наружной рекламы, работающий под брендом «Дизайнмастер».
4 октября 2021 года была утверждена очередная Схема размещения рекламных конструкций, из которой управление художественного облика без внятных оснований исключило несколько десятков рекламных мест «Дизайнмастера». Эти конструкции были включены в Схему, утверждённую постановлением мэрии от 30 сентября 2019 года; по ним были получены согласования и разрешения, действовали договоры. Попытки оператора разобраться с проблемой в рабочем порядке не увенчались успехом. В феврале 2022 года компания «Рекламные технологии», работающая под брендом «Дизайнмастер», обратилась в мэрию с заявлением о возвращении исключённых конструкций в Схему. Хорошунов отказался решать вопрос, ограничившись отпиской. 1 апреля муниципалитет уведомил компанию о возможности изменений при разработке очередной Схемы, не уточняя, когда это планируется. Исключённые рекламные места так и не были возвращены в действующую Схему.
В компании посчитали ответ отпиской и обратились в суд, который признал бездействие мэрии в не рассмотрении заявления по существу. 8 июня 2022 года Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил иск «Рекламных технологий» к мэрии о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении заявления о судьбе конструкций. Суд признал, что бездействие мэрии является незаконным, нарушает права и законные интересы компании, так как отсутствие решения по этому вопросу является препятствием для предпринимательской деятельности. Мэрию обязали рассмотреть обращение по существу и дать ответ оператору.
Муниципалитет обжаловал решение, но безуспешно. 7-й апелляционный арбитражный суд поддержал истца, и 23 августа решение, обязывающее мэрию рассмотреть обращение «Рекламных технологий» по существу, вступило в законную силу.
Пример показывает, что гарантий для бизнеса нет даже при соблюдении всех правил и юридических аспектов. Решения муниципалитета могут внезапно резать бизнес-планы без объяснения причин. При этом чиновники не считают нужным ответить, по существу, и даже пренебрегают решением суда. На исполнение вступившего в силу вердикта у чиновников было 10 дней. Однако на этой неделе уже три месяца как решение остаётся не исполненным.
Спор стал следствием того, что в Новосибирске нет нормативно-правового акта, регулирующего порядок разработки Схемы размещения наружки и внесения изменений в неё. На эту проблему уже обратили внимание в прокуратуре Новосибирска. 4 сентября мэру было направлено представление в связи с отсутствием муниципального нормативного правового акта, регулирующего порядок разработки и внесения изменений в Схему. О результатах в прокуратуре пока не говорят. Нет информации о разработке соответствующего документа и из мэрии.
В управлении художественного облика сейчас на первом плане, по-видимому, другие проблемы. ЦДЖ рассказывал в ноябре о криминальном скандале, которым обернулась попытка перепродать демонтированный ведомством Хорошунова рекламный видеоэкран, находившийся на хранении у подрядчика мэрии. Владелец конструкции — компания «Магистраль медиа» — не был уведомлен о предстоящей процедуре демонтажа и обратился в полицию с заявлением о нарушении порядка демонтажа. Требование вернуть рекламную конструкцию в официальном порядке было направлено в управление художественного облика. Спустя две недели неизвестные лица предложили выкупить видеоэкран изготовителю конструкции, с большой скидкой от рыночной цены. Производитель видеоэкрана уведомил собственника о попытке незаконной продажи, после чего руководство «Магистраль медиа» обратилось в полицию и злоумышленников задержали с поличным во время сделки.
Судебные процессы, представления прокуратуры, следственные и оперативные действия силовиков с избытком скандализируют ситуацию в сфере наружной рекламы, но проблема носит больше, чем нишевый характер. Она характеризует уровень отношений городской власти с предпринимательским сообществом. Амбиции и личные счёты с Хорошуновым и его коллегами непосредственно влияют на инвестиционную привлекательность, причём в самое неблагоприятное для экономики время, когда областные власти настаивают на приоритетном, максимально активном привлечении частных вложений в экономику региона. А ответственность за политику подчинённых в сфере наружки нести мэру, уже получившему первое представление прокуратуры по этому поводу, и, судя по событиям, не последнее.