Кого потянет за собой непотопляемый Мысик

Уголовное дело из-за некачественного песка для строительства дорог к новому ЛДС может стать первой крупной претензией к руководителю МП «Метро МиР» Александру Мысику. До сих пор главному заказчику мэрии Новосибирска удавалось решать вопросы с силовиками.

Мысика подозревают в превышении полномочий при строительстве подъездов к новой арене в левобережье, крупнейший из которых — автодорога под дамбой от пляжа «Наутилус». Следствие считает, что использованный в 2019-2021 годах песок был ненадлежащего качества. В результате ущерб бюджету составил более 340 млн рублей, а его устранение потребует строить дороги заново. Кто-то может удивиться, почему претензии к песку не возникли своевременно. Можно пошариться в интернете и обнаружить, что общественники и СМИ указывали на проблемы в заготовлении инертных материалов ещё на стадии начала строительства инфраструктуры вокруг ЛДС. Как и на другие сомнительные моменты в реализации проектов. Но, как и предполагал в то время ЦДЖ, следствие будет закрывать глаза на нарушения, пока объекты не будут построены. А потом уже начнёт привлекать к ответственности. Так и происходит.

В последние годы Мысик стал главным доверенным лицом мэра Анатолия Локтя в реализации значимых инфраструктурных проектов. Муниципальное предприятие «Метро МиР» (бывшее МУП «УЗСПТС») призвано заниматься метро и подземными сооружениями, но по факту масштаб действия оказался гораздо шире, охватывая практически все политически важные сферы. Тут и установка стелы на площади Калинина, и проектирование реконструкции въездов в город, проведённой в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», и объекты вокруг ЛДС, включая профильную станцию метро «Спортивная» и коллектор, но также и не вполне профильные автодороги.

Выглядит, будто Мысик — давний и доверенный член команды Локтя, но это не так. Пост руководителя УЗСПТС менеджер получил в бытность мэром Владимира Городецкого. Это был интересный период, когда после ввода станции «Золотая нива» строительство метро в городе прекратилось, и профильная организация взялась заниматься разнообразными проектами, включая строительство жилья (получилось не очень удачно, до сих пор расхлёбывают последствия). Но после смены градоначальника Мысик укрепил свои позиции, решительно сыграв роль «универсального солдата» для неискушённого в хозяйственных вопросах нового мэра. УЗСПТС стал бесстрашно (или безрассудно) браться за выполнение любых задач. И статус заказчика по объектам к молодёжному чемпионату мира-2023 стал рискованным пиком его карьеры. Здесь никак нельзя было допустить провала.

Ещё в 2020 году ЦДЖ рассказывал про странные обстоятельства деятельности УЗСПТС, как заказчика, и его подрядчиков. Последствия проявились лишь в нынешнем году. 15 марта в «Метро МИР» следователи провели выемку документов. Также следственные действия прошли в офисе ООО «СпецТрансСтрой». Ныне эта организация представлена в СМИ подрядчиком муниципалитета по строительству станции «Спортивная», дороги под дамбой и перехода с тоннелем. Но те, кто внимательно следит за событиями вокруг строительства объектов к МЧМ, должны помнить, что изначально подрядами по этим проектам занималось ООО СК «Градопроект».

9 ноября 2019 года УЗСПТС и «Градопроект» подписали контракт на создание рабочей документации и строительство «Спортивной» на 375 млн рублей. Подрядчик взялся выполнить работы до 20 декабря. Неудивительно, что в конкурсе участвовал один-единственный поставщик: строители и проектировщики считали нереальным выполнить такой объём за 40 дней, учитывая многочисленные технические сложности «Спортивной». Тем не менее, «Градопроекту» удалось. Если, конечно, верить документам, которые показывают, что работы были приняты и оплачены до конца 2019 года. При том, что у «Градопроекта» не было даже допуска СРО на проектирование. Более того — УЗСПТС в рамках того контракта приняло ещё и немалый объём строительных работ, который фактически ещё долго оставался невыполненным.

20 апреля 2020 года «Градопроект» получил от УЗСПТС контракт на 455 млн рублей на реконструкцию автодороги от площади Лыщинского до пляжа «Наутилус» и по дамбе Октябрьского моста. При этом опыта дорожного строительства у «Градопроекта» не было. Опытнейший подрядчик — ОАО «Новосибирскавтодор» — заявил такую же цену и проиграл конкурс лишь потому, что комиссия из числа сотрудников УЗСПТС решила: «Градопроект» первым подал заявку.

Контракт на строительство подземного пешеходного перехода в дамбе моста на 311 млн рублей был подписан между УЗСПТС и ФГУП «СВЭКО» 6 сентября 2019 года. Подрядчиками стали тот же «Градопроект» и АО «Горкоммуникации», не имевшие ни опыта, ни лицензий для строительства подобных объектов. В частности, в оплаченную часть вошли 222,75 восьмичасовые смены маркшейдерских работ. В совокупности это 75 суток. Для проведения маркшейдерских работ требуется лицензия Ростехнадзора, но, судя по базам «Контур-Фокус», Rusprofile, «Спаркс» и реестру выданных Ростехнадзором разрешений, такой лицензии не было ни у «СВЭКО», ни у УЗСПТС, ни у «Градопроекта» с «Горкоммуникациями».

ФГУП «СВЭКО» — это связанная с Федеральной службой охраны организация широкого и неопределённого профиля. В последние годы предприятие стало широко известным благодаря серии уголовных дел о коррупции в отношении руководства и партнёров. В Новосибирске ФГУП получил в 2019 году от УЗСПТС контракт на строительство коллектора возле арены. Фактически работы выполняло уже упомянутое выше АО «Горкоммуникации». В документации по контракту было немало странностей, подсказывающих, что работы принимались «авансом». Важнее вопросы о замене труб и отклонении от технологии при строительстве, о которых также писали в прессе. В 2020 году все эти вопросы остались без комментариев и реакции надзорных органов.

Поводом для мартовского визита силовиков стал контракт по строительству дорог к новой арене. В чём претензии к «СпецТрансСтрою»? Дело в том, что с 20 июля 2021 года это новое имя «Градопроекта». 21 июля 2021 года в состав учредителей вошёл муниципальный заказчик «Метро МИР» (бывший УЗСПТС), получивший 24% акций. 51% «СпецТрансСтроя» оформлен на Сергея Дмуху. Ещё 24% у ООО «Сибирский поликомпозит». В числе совладельцев последнего АО ЦИЭБ «Русич», тоже немало зарабатывающее на муниципальных контрактах. У «Русича» одни и те же учредители с «Горкоммуникациями» — Михаил и Виталий Ефременко. Всё тесно связано.

В марте правоохранители провели разведку на местности. Нынешние действия, включающие задержание Мысика и его заместителя Сергея Долгушина, выглядят гораздо решительней, и несут угрозу не только руководству «Метро МиР»: под ударом могут также оказаться высокопоставленные чиновники мэрии, визировавшие контракты и акты приёмки работ. Сейчас мы наблюдаем стандартный сценарий событий вокруг крупных строек под события национального масштаба. Будь то Олимпиада в Сочи, Универсиада в Красноярске или саммит на острове Русский, до события все рвут жилы и закрывают глаза на огрехи, лишь бы успеть, а после силовики начинают зачистку. МЧМ в Новосибирске отменили; тем не менее, объекты нужно было довести до сдачи. Сейчас всё уже почти завершено, можно начинать активные следственные действия и посадки без риска остаться с недостроями. Нельзя не отметить интригу, завёрнутую следствием вокруг идеи «поменять песок на надлежащий» в уже построенной дороге, но то-то подсказывает — техническое решение для использования проезда будет найдено. Тем более, раз уж фактически он уже используется.

Уголовное дело против Мысика появилось в момент, когда самые важные объекты, с которыми работало МП «Метро МиР», либо сданы, либо сдаются, либо вот-вот пойдут на сдачу. Удобное время для смены руководителя предприятия, ставшего ключевым заказчиком по муниципальным объектам. Так совпало, что с начала ноября повышенный интерес к новосибирскому метрострою (ключевой сфере деятельности «Метро МиР») стали проявлять на уровне областной власти. Несмотря на большой дефицит в бюджете региона на 2023 год, областные депутаты хотят найти дополнительные средства на проектирование новых станций. Под губернаторские выборы-2023 деньги на новосибирское метро может выделить Москва. Хотя сам Мысик и не входит в число значимых политических игроков, за его должность могут побороться влиятельные политические силы.