Депутаты надеются на трансферты ради наказов

Рекомендовав к принятию в первом чтении бюджет-2023, комитет по бюджетной политике заксобрания рассмотрел инфраструктурные проекты, призванные поддержать экономику региона. В контексте депутатских наказов в этом плане есть запрос на изменения.

24 ноября Законодательное собрание Новосибирской области на сессии рассмотрит в первом чтении бюджет региона на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Фактически депутатам предстоит утвердить финансовый план на всё время, оставшееся до завершения работы их созыва. Поэтому к и без того важному законопроекту в этот раз особо пристальное внимание. 16 ноября комитет по бюджетной, экономической политике и собственности рассматривал план социально-экономического развития области и проект бюджета-2023.

План социально-экономического развития комитету уже не представил, а, точнее сказать, напомнил и.о. министра экономического развития Виталий Шовтак. Видение ближайшего будущего у чиновников основано на ожидании, что Новосибирская область сохранит темпы роста экономики выше среднероссийских. По 6 из 11 показателей уровня социально-экономического развития регион в 2020-2021 годах превысил средние цифры. Основываясь на данных за январь-сентябрь, можно предполагать, что в 2022 году отрыв региона от усреднённых позиций усилится. Прогнозно по итогам года объём валового регионального продукта достигнет 18 трлн рублей.

Валерий Червов поинтересовался, в чём «феномен» успеха региона, если реальные доходы снижаются, а цены растут, и население нищает. По словам Шовтака, снижение зарплаты в области зафиксировано лишь в 2022 году — до этого был рост, и в Минэкономразвития ждут, что через год он возобновится. Отвечая на уточняющий вопрос депутата Николая Машкарина, Шовтак уточнил, что заксобранию представлен пессимистичный сценарий, и даже в нём по итогам 2024-2025 годов ожидается рост реальных доходов жителей области на 5%. Более оптимистичные варианты министерство решило отложить до лучших времён.

Вице-спикер Ирина Диденко спросила, находят ли отражение в экономической стратегии области федеральные задачи по структурным изменениям, обусловленным санкциями. По словам и.о. министра, возможности региональных властей здесь весьма ограничены, и вопрос скорее в изменении социально-экономической политики федерального правительства.

На Москву надежда и в бюджетных вопросах. В докладе о проекте бюджета-2023 вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко показал комитету неполную картину, также, как и на слушаниях. Областные финансисты ждут поправок к федеральному бюджету. Тогда добавится ясность по трансфертам из Москвы. Пока же они подтверждены на 2023 год в меньшем объёме, чем на год нынешний. Доходы бюджета видятся Минфину в размере 243,9 млрд рублей, расходы — 277,6 млрд. Принципиальное отличие от прошлых лет — дефицит на 33 млрд рублей. Голубенко уточнил, что 11 млрд из этой суммы — переходящие остатки бюджета-2022, а 22 млрд область планирует занимать у банков.

Первый вице-спикер Андрей Панфёров спросил насчёт перспектив по переходящим депутатским наказам. Многие переходят из года в год, некоторые — из созыва в созыв. Особый акцент депутат попросил сделать на ремонт сельских школ. По словам Голубенко, средства на ремонт школ в проекте бюджета заложены с ростом относительно 2022 года. Дополнительные средства могут появиться не только за счёт новых трансфертов из Москвы — перевыполнение плана по собственным доходам в 2022 году продолжается, и лишь в конце года прояснится, сколько средств перейдёт на следующий. Диденко отметила, что наращивание займов пройдёт параллельно с выплатами по ГЧП-проектам, реализуемым на кредитные средства. «Не будет ли это двойной оплатой социальных объектов из бюджета?», — спросила вице-спикер. «Сделаем всё, чтобы двойной оплаты не было», — пообещал Голубенко.

В контексте бюджетных вопросов депутаты заслушали информацию Шовтака про создание новых инвестиционных и инфраструктурных проектов через механизмы, определённые постановлениями правительства РФ №№ 1704 и 1189. То есть, за счёт денег, высвобождаемых по реструктуризации задолженности области перед федерацией, а также за счёт так называемых инфраструктурных бюджетных кредитов. В регионе благодаря этим механизмам запущены или готовятся к запуску 32 проекта. Шовтак отметил, что по постановлению 1704 область полностью выбрала лимит, составляющий 15 млрд рублей. В рамках представленных проектов инвестиции составят 166 млрд, а консолидированный бюджет получит до 2029 года отдачу в размере почти 37 млрд. По постановлению 1189 инфраструктурные кредиты решено использовать для пяти проектов. В целом они потребуют 8,6 млрд. Объём затрат инвесторов в этих проектах превысит 135 млрд, консолидированный бюджет получит 25,5 млрд.

Председатель комитета Фёдор Николаев отметил, что нужно больше внимания уделять созданию новых рабочих мест и выводить проекты за границы новосибирской агломерации — пока вовне лишь ТОСЭРы. Машкарин попросил уточнить перспективы ранее анонсированных инвестпроектов — действительно ли инвесторы намерены воспользоваться инфраструктурой, на которую тратится область. По словам первого вице-премьера Владимира Знаткова, пока нет ни одного отказа.

Диденко отметила возможность дополнительных доходов для бюджета в продаже участков с инфраструктурой под жилищное строительство с торгов. Также она напомнила о проектах, которые предлагали депутаты для реализации в рамках новых механизмов. Панфёров подчеркнул, что эти вопросы неизбежно поднимутся при обсуждении наказов. Это случится между первым и вторым слушаниями закона о бюджете — Знатков подтвердил, что по инициативе депутатов, высказанной на бюджетных слушаниях, правительство проведёт ряд совещаний для актуализации очерёдности проектов.

Ранее проект бюджета прошёл обсуждения на всех комитетах ЗС. Депутаты смотрели профильные направления, чтобы убедиться в возможности развивать намеченные проекты. Пока такие гарантии не во всех сферах. «По ЖКХ без средств федерального бюджета пока минус 1,9 млрд рублей. Это не укладывается ни в какие рамки. Бывая в районах области, прекрасно знаю, что 90 процентов вопросов, которые задают жители, касаются ЖКХ – это тепло, водоснабжение, чистая вода и т.д. Рассчитываем, что федеральные деньги должны помочь в решении многих наших вопросов», — констатировал зампред строительного комитета Евгений Покровский. Члены транспортного комитета поддержали предложение депутата Александра Барсукова направить неиспользованные средства Дорожного фонда на сельские дороги, а также инициативу Владимира Анисимова изыскать средства на проектирование новосибирского метро. Проработка бюджета в заксобрании будет очень плотной: учитывая виды на дефицит, депутаты нацелены на мобилизацию дополнительных доходов, а запланированные правительством расходы будут проверять с особым тщанием.