Заксобрание видит угрозу для бюджетов развития в рисках концессий
Бюджетный комитет заксобрания обсудил поправки, дающие возможность увеличить расходы в 2021 году более чем на 5 млрд. Оценив позитивную динамику в экономике, депутаты озаботились перспективой роста нагрузки на бюджет из-за концессий.
Заседание комитета по бюджетной, экономической политике и собственности 20 июня было представительней обычного. Для обсуждения с депутатами поправок в бюджет приехала половина областного правительства — вице-губернатор Сергей Семка, вице-премьер и министр финансов Виталий Голубенко, министр экономического развития Лев Решетников, министр транспорта Анатолий Костылевский , министр сельского хозяйства Евгений Лещенко, глава минстроя Иван Шмидт, глава минздрава Константин Хальзов и руководитель департамента имущества и земельных отношений Роман Шилохвостов. Столь представительный десант чиновников подчёркивал значимость повода, и члены комитета с воодушевлением обсудили корректировки текущих расходов в большую сторону. Но тон обсуждению задал другой вопрос, способный существенно повлиять на бюджеты следующих лет.
Первым докладчиком выступил Решетников, рассказавший про итоги социально-экономического развития области в 2020 году. Для депутатов тема не новая, в июне этот набор цифр и фактов звучал на публичных слушаниях. Приведённые главой минэкономразвития сведения показали, что сложный прошлый год Новосибирская область прожила не хуже, чем в среднем по стране, а в чём-то даже лучше (например, падение в сфере услуг составило лишь 16% против 17% усреднённых). Без обсуждения и энтузиазма депутаты приняли информацию о средней температуре по больнице к сведению. И тут слово взял спикер заксобрания Андрей Шимкив, резко переместивший фокус внимания к областным концессиям. Он показал поступившие накануне для согласования документы по проектам концессионных соглашений о строительстве шести школ в Новосибирске и инфекционной больницы. «Такое давление — вот вам сегодня документ, а вы на сессии 8 июля согласуйте, — невозможно!», — заявил Шимкив.
Председатея заксобрания возмутил срок подготовки вопросов. «Министерство уже полгода готовит концессии, а депутатов не ставят в известность. Я хочу подчеркнуть, что мы с губернатором понимаем друг друга чётко. А когда всё уходит на уровень министерства, начинаются непонятные вещи. Давайте тогда мы соглашение с губернатором подпишем, и будем работать. Я ещё раз повторяю, мы за концессии, мы за ГЧП, но эту работу нужно вести открыто», — подчеркнул Шимкив. Он упрекнул Решетникова в отсутствии полной информации о нагрузке на бюджет в связи с концессионными соглашениями: «Вы мне вчера сказки рассказывали, что нагрузка на бюджет 1,6 млрд рублей. Я вот вижу, что только инфекционная больница 1,145 млрд в год. И по школам – 630 млн. А где поликлиники, а где мост, где всё остальное? У нас уже столько подписано!».
Также спикер задал вопрос — где конкуренция, если в документах уже прописан победитель? Отсутствие альтернативы приводит к невыгодным решениям. «Мы — за инфекционную больницу, тем более в этой ситуации. Но, когда я читаю ваши документы и вижу заем под 12% годовых, и слушаю ваши сказки про то, что деньги дорогие, частные — это в голове не укладывается. Переплата по инфекционной составит 2 млрд рублей, мы что, не способны построить сами? Спросите у любого бизнесмена, вам принесут под 7% и стройте», — заявил Шимкив. Председателя поддержал его первый заместитель, руководитель фракции «Единой России» Андрей Панферов. «С таким подходом мы через пять лет будем только платить долги, а бюджета развития Новосибирской области вообще никакого не будет», — заявил депутат, отметив, что партийная фракция будет голосовать на сессии против концессий, поскольку обсуждать такие проекты в обход заксобрания недопустимо.
Рассматривая разные вопросы по ходу заседания, депутаты и чиновники несколько раз возвращались к теме концессий. Решетников уверял, что условия в представленных проектах могут измениться до заключения, что конкуренция будет обеспечена возможностью всем желающим подать свои заявки на конкурс в течение 45 дней, и что уже на следующей неделе для депутатов организуют подробные презентации финансово-экономических моделей проектов. Но сам факт разгоревшейся дискуссии показал, что ранее заключенные договорённости о согласовании проектов ГЧП и концессий либо не выполняются, либо выполняются не так, как предписывает областной закон об управлении госсобственностью, принятый заксобранием в прошлом созыве.
Зампред бюджетного комитета Валентин Сичкарёв указал Решетникову на главный риск концессий — необходимость компенсировать концессионеру недополученную прибыль за счёт бюджета. Именно поэтому депутаты хотят видеть точные расчёты совокупных бюджетных рисков, которые могут растянуться на 20-30 лет. Вопрос об эффективности условий концессий заострил председатель комитета Фёдор Николаев. «Потенциальный концессионер показывает стоимость денег 12%, когда сегодня можно взять дешевле. Мы спрашиваем, это эффективно или нет? Может быть, взять инфраструктурные кредиты? Построить за собственные и привлечённые деньги федерального центра под 3%? Поэтому мы и настаиваем на том, чтобы расширить формат обсуждения. Стоимость концессии по четвёртому мосту, напомню, сначала была 96 млрд рублей. После того, как вмешались депутаты, она снизилась в 2 раза», — напомнил Николаев.
На фоне этой дискуссии глава минфина представил законопроект об изменении бюджета на плановый период 2021-2023. Наиболее актуальны здесь поправки к бюджету текущего года. По словам Голубенко, первые два квартала показали высокую динамику восстановления экономики. Если при вёрстке бюджета-2021 областные финансисты переживали за исполняемость поставленного плана, то сейчас готовы его увеличить. Рост налоговых поступлений и экономия на внутреннем долге обещают региону по году 5,643 млрд рублей допдоходов.
Потратить их минфин предлагает по пяти направлениям. Первое — самое крупное — на соблюдение контрольных показателей по оплате труда в бюджетной сфере. Второе — восстановление ранее урезанных статей расходов. Третье — модернизация ЖКХ и подготовка к зиме. Оставшиеся направления — софинансирование федеральных программ и формирование финансового резерва. Вместе с этим регион получит дополнительно из Москвы 1,96 млрд рублей, которые почти полностью уйдут на строительство Центрального моста. В общей сложности минфин предлагает увеличить доходную часть бюджета с 200 до 207 млрд рублей, а расходную с 211 до 218 млрд. Дефицит на данном этапе уменьшать нельзя.
У депутатов было немало уточняющих вопросов по планам освоения допдоходов, но принципиальных дискуссий здесь уже не было. Комитет рекомендовал принять законопроект в двух чтениях на ближайшей сессии. Итоги обсуждения проблемы с концессиями ещё предстоит сформулировать с юристами. Известно, что уже на следующей неделе будут созданы рабочие группы по концессиям с участием депутатов, представляющих профильные и бюджетный комитеты, а также округов, на которых планируется реализация проектов.