Рисковые миллиарды на дорожных стройках

Новосибирской транспортной отрасли обещаны грандиозные перспективы с инвестициями на сотни миллиардов, причём вполне крупные проекты обозначены на ближайшие годы. Омрачает виды усилившийся интерес силовиков к отрасли.

Инвестиции в инфраструктуру считаются универсальным средством для скорейшего выхода из экономического кризиса. В российских реалиях последних лет кризисы накрывают один другой, как напёрстки, поэтому поиск выхода из предыдущего утрачивает актуальность из-за наступления следующего. Для Новосибирска и области решением для экономического роста может стать реализация транспортной стратегии, утверждённой областным правительством. В значительной степени она решит и социальные проблемы, связанные с чрезмерной загруженностью дорог в столице региона и в агломерации.

Лето — основной сезон для дорожного строительства. Неудивительно, что сейчас губернатор Андрей Травников уделяет повышенное внимание инфраструктурным объектам. Глава региона убедился в реанимации работ на первом этапе Восточного обхода Новосибирска, где контракт на генеральный подряд перешёл от «Сибмоста» «Новосибирскавтодору». Новый генподрядчик обещает ввести первые 10 километров трассы на год раньше положенного — в 2023 году. Одновременно с этим идёт реконструкция трассы на Ленинск-Кузнецкий — от городской черты Новосибирска до пересечения с Восточным обходом. На этом участке дорога станет четырёхполосной, с разноуровневыми развязками.

Преобразования идут практически на всех выездах из Новосибирска. Со стороны Колыванского шоссе расширяют Большую в районе микрорайона Дивногорского. Сейчас там адские пробки, но осенью объект обещают сдать, опять же с опережением. Продолжается реконструкция Кедровой с расширением к Северному обходу. С другой стороны Северного обхода — с омского направления — тоже расширяют въезд, как и въезд в город с Ордынской трассы. Строительство Центрального моста станет основой для внутригородской магистрали с новыми развязками и тоннелями.

Рассказывая о планах по развитию опорной сети дорог Новосибирска в эфире специального выпуска «Вестей» на прошлой неделе губернатор также отметил перспективы Бердского шоссе, переходящего в Чуйский тракт. Завершается разработка проектно-сметной документации по реконструкции отдельных участков шоссе, строительству развязок в двух уровнях на основных перекрёстках и ремонту ряда примыкающих улиц. Здесь важен каждый этап плана. Одна лишь развязка на Матвеевке способна радикально облегчить жизнь крупному развивающемуся микрорайону и сократить пробки на Бердском шоссе. Разработка ПСД и прохождение экспертизы должны быть завершены уже в этом году. Завершить реконструкцию Травникову хотелось бы в 2023 году, под запуск СКИФа — ключевого проекта программы «Академгородок 2.0». Также в числе планов по транспортной инфраструктуре на ближайшие годы губернатор назвал перспективный Южный транзит и реконструкцию участка трассы «Иртыш» а районе ПЛП и аэропорта Толмачёво.

Часть из перечисленных выше проектов уже реализуется. По прочим понятны возможные источники финансирования — иначе Травников вряд ли говорил бы о них столь определённо. Более конкретное понимание сумм должен дать анализ Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры региона, которую правительство одобрило 28 июня. Документ охватывает автомобильную, железнодорожную, водную и воздушную транспортные составляющие. Общий объём финансирования сейчас оценивается в 45 млрд рублей при сроке реализации в 20 лет. Значительная часть программы относится к Новосибирску. Тут и развитие улично-дорожной сети, создание городской железной дороги, модернизация трамвайной сети, строительство новых станций метро.

Своими средствами регион и город такие проекты не потянут. Помимо денег из федерального бюджета возможно использование механизмов государственно-частного партнёрства и концессий. В частности, частные инвесторы уже проявляли интерес к новосибирскому трамваю и метро. Обсуждался вариант концессии по Южному транзиту при условии, что трасса, включающая Бугринский мост, будет платной.

Большие контракты привлекут крупнейших российских подрядчиков, способных в конкурентном режиме предлагать выгодные условия. Для привлечения инвестиций возможны смелые решения. Непонятно только, кто из областных профильных чиновников наберётся смелости проводить их в жизнь. У министра транспорта и дорожного хозяйства Анатолия Костылевского — докладчика по вопросу о программе развития транспортной инфраструктуры — заместитель Сергей Ставицкий сидит с весны в СИЗО по обвинению во взятках. Как и начальник подведомственного Территориального управления автодорог Михаил Чуманов, в деле которого фигурирует один из топ-менеджеров «Новосибирскавтодора», местного флагмана дорожной отрасли. Контракты и контакты в инфраструктурном строительстве под плотным контролем правоохранительных органов. Рост жалоб населения на ямы и пробки заставляет власти быть требовательней к подрядчикам. Миллиарды на дороги и развязки выглядят очень привлекательно. Однако попробуй, заработай, не потеряв больше.

Другие новости