Заксобрание ищет ответственных за порядок на улицах Новосибирска

Транспортный комитет заксобрания на внеплановом заседании обсудил проблемы содержания и ремонта новосибирских дорог. Депутаты готовы обсуждать дополнительную помощь, если муниципалитет приступит к системным изменениям управления отраслью.

Вопрос о порядке на улицах города остро прозвучал на сессии Законодательного собрания 22 апреля. От имени фракции «Единой России» первый вице-спикер Андрей Панфёров предложил коллегам обратиться к городским властям по поводу состояния улиц и тротуаров. «В нашу общественную приёмную постоянно обращаются люди с просьбой: «Наведите порядок в городе»! Зимой – по колено в снегу, сейчас – по колено в грязи. Такие дыры на дорогах, что колеса в разные стороны разлетаются и ходовая часть машин не выдерживает. Долго это будет продолжаться? Стыдно, честное слово!», — заявил на сессии Панфёров и предложил навести чистоту в Новосибирске к майским праздникам.

Председатель заксобрания Андрей Шимкив поручил разобрать проблему на внеочередном заседании комитета по транспортной, промышленной и информационной политике. «Состояние города вызывает множество вопросов у всех. Не только у депутатов Заксобрания, а у любого горожанина. Все хотят жить в чистом, ухоженном городе. С тротуарами, дорогами и без ям. Сегодня эта проблема стоит острее, чем в прошлые годы. Мы, все жители, ездим, ходим и видим, что творится», — заявил Шимкив.

29 апреля комитет собрался для обсуждения двух связанных вопросов — о содержании новосибирских дорог и об их ремонте. В начале обсуждения председатель комитета Майис Мамедов попросил министра транспорта и дорожного хозяйства Анатолия Костылевского сформулировать профессиональное видение проблемы. По мнению главы минтранса, чтобы добиться перемен в лучшую сторону, нужно менять систему управления в содержании дорог и детально разбирать вопрос контроля качества ремонта. Однако основной докладчик совещания — вице-мэр по городскому хозяйству Олег Клемешов — в своих выступлениях вёл к иным выводам. По мнению городского чиновника, решение проблем обеспечат дополнительные субсидии из бюджета области.

В части содержания дорог Клемешов посетовал, что с 2013 года количество снегоуборочной техники у муниципалитета сократилось на 97 единиц. «Это целое ДЭУ, которое могло бы работать», — посетовал вице-мэр и попросил депутатов дополнительно оказать городу помощь, выделив 150 млн рублей на покупку снегоуборочной техники. В городском бюджете на это заложено 50 млн. По словам Клемешова, если бы удавалось три года подряд тратить на обновление техники по 200 млн ежегодно, проблему зимнего содержания дорог и тротуаров удалось бы решить.

Судя по вопросам и репликам депутатов, мнение муниципальных чиновников о том, что главная проблема в деньгах, они не разделяют. Член комитета Александр Кулинич обратил внимание, что в докладах чиновников и выступлениях мэра в СМИ картина выглядит благоприятно, однако на деле вопросы остаются нерешёнными, и нет понимания структуры управления, в которую включены «хозяйственный» вице-мэр, главы районов и муниципальные дорожно-эксплуатационные управления. «Мы не увидели управляемости. Можете вы напрямую что-то сказать главам районов?», — заострил вопрос вице-спикер ЗС Валерий Ильенко. Из объяснений Клемешова и начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Романа Дронова следовало, что возможности приказать напрямую у них нет, но в планах муниципальных чиновников создать центр принятия решений для повышения управляемости.

Депутат Елена Тырина спросила Клемешова насчёт конкретизации планов по покупке техники. По словам вице-мэра, речь идёт о приобретении машин для уборки улиц и тротуаров. Состояние тротуаров нынешней зимой вызывало особо много нареканий, о чём напомнил депутат Александр Шпикельман и приглашённые на заседание комитета общественники. Но радости по поводу перспектив закупки специализированной техники не возникло, поскольку на повестке вопрос о целесообразности этой затеи в целом. «В городе есть несколько районов, где не обновляют технику, и, тем не менее, с содержанием дорог всё хорошо», — отметил Шпикельман, приведя в пример Академгородок. Клемешов объяснил феномен научного центра экспериментом: в Советском районе ДЭУ переподчинили напрямую местной администрации.

Тему актуальности экспериментов развил депутат Вячеслав Илюхин, предложивший оставить на город всего два ДЭУ для аварийных случаев типа сильных снегопадов. А основной объём работ по содержанию передать на аутсорсинг. В пример Илюхин привёл эксперимент на его округе в Пашино, где частный подрядчик убирал улицы три месяца и показал результат, какого местные жители раньше никогда не видели. По ходу обсуждения депутаты несколько раз возвращались к вопросу о привлечении частных подрядчиков к чистке улиц, и в итоге комитет рекомендовал мэрии глубоко проработать тему аутсорсинга.

Председателю комитета было сложно удерживать дискуссию в рамках регламента. Обсудить тему дорог пришли 24 депутата заксобрания, включая трёх вице-спикеров, а также профильные чиновники области и города, депутаты горсовета, общественники, руководители подрядных организаций. Расклад проблем в этой сфере очень велик. Депутат Александр Козлов указывал на отсутствие реакции муниципалитета на незаконные действия владельцев магазинов и киосков, выталкивающих снег на проезжую часть. Депутат Вадим Агеенко интересовался ситуацией с обеспеченностью кадрами. Общественник Алексей Носов делился свежими наблюдениями, как на Красном проспекте наносят разметку поверх наката пыли на осевой.

«Мэрия заполнена специалистами, а мы сидим и обсуждаем, как разметку наносить!», — возмутился в какой-то момент Панфёров и заявил, что первый будет голосовать против выделения муниципалитету дополнительных денег в отсутствие эффективных решений городского руководства. На этом фоне депутат Дарья Карасева предложила разработать механизм отзыва мэра, раз он не в состоянии справиться с проблемой. Политизировать вопрос депутаты не стали. Но выводы руководству города придётся сделать. Обсуждение ремонта дорог прошло по сценарию первого вопроса. Клемешов попросил 200 млн на неотложное устранение недоремонтов и получил в ответ новый заряд критических замечаний по поводу сложившейся системы управления.

По словам Ильенко, острота вопроса задана озабоченностью населения — позитивных отзывов о состоянии города в соцсетях практически нет. Вице-спикер отметил, что отказывать городу в помощи нельзя, но муниципалитет должен услышать позицию заксобрания и выйти с собственными инициативами, в рамках своих полномочий. «Давайте с чего-то начнём. Может пойти по пути аутсорсинга. Без этого ничего не произойдёт», — заявил Ильенко. «Нужно закончить обсуждение решениями, понятными для людей, из которых будет видно, что в мае-июне будут приняты меры по ликвидации текущих проблем», — подчеркнул Панфёров. Мамедов попросил городских чиновников определить, сколько времени им нужно для выработки предложений, но представители мэрии затруднились. Фактически за них ответил председатель комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин. Он сообщил о создании рабочей группы по вопросу уборки дорог, которая должна «отработать максимально эффективно и быстро».

Рассказывать о промежуточных результатах предстоит лично мэру. По инициативе Панфёрова комитет решил пригласить Анатолия Локтя на июньскую сессию заксобрания с информацией о наведении порядка на улицах. Вопрос о выделении дополнительных средств муниципалитету останется подвешенным, пока заксобрание не увидит предложения по совершенствованию управленческой структуры. Вариант, звучавший сегодня как бы между строк — добавить полномочий «хозяйственному» вице-мэру, вместе с этим увеличив его персональную ответственность за улицы областной столицы.

Другие новости