Монополия на лесоустройство станет новой угрозой для лесов

Лесной отрасли России грозит монополизация, в результате которой региональные власти и частный бизнес фактически будут отстранены от лесоустройства и лесного проектирования. Эксперты сомневаются в эффективности идеи отдать весь рынок лесоустройства в руки одной госструктуры.

Лесные проблемы в последние годы на слуху и в сибирских регионах, и на федеральном уровне. Власти субъектов ищут пути для сохранения лесов, борясь с «чёрными лесорубами», неэффективной лесозаготовкой по «серым схемам» и застройкой зелёных зон. Своеобразно тенденция отразилась в действии федеральных властей. 9 апреля правительство внесло в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а уже 12 мая Государственная Дума рассмотрит законопроект в первом чтении. Фактически изменения разработало Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Участники рынка видят в законопроекте попытку сконцентрировать всю лесоустроительную деятельность (включая лесное проектирование, государственную инвентаризацию лесов и дистанционный мониторинг лесопользования) в масштабе страны в руках ФГБУ «Рослесинфорг», подконтрольном Рослесхозу.

В распоряжении ЦДЖ есть письма, направленные премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, Генеральному прокурору Игорю Краснову, главе Счетной палаты РФ Алексею Кудрину, руководителю Федеральной антимонопольной службы Максиму Шаскольскому, председателю Госдумы Вячеславу Володину и председателю комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД Николаю Николаеву от разных отраслевых организаций — НО «Межрегиональный союз лесоустроительных организаций и лесных проектировщиков (Союзлеспроект)», ООО «Уральская лесоустроительная экспедиция» и Фонда развития лесоустройства и лесной инвентаризации «Лесоустроитель». Эксперты утверждают, что на самом деле аналогичных писем в адрес руководителей федеральных структур направлено гораздо больше: на рынке лесоустройства действуют около 60 независимых организаций, рискующих остаться без работы в случае, если парламент примет предложенные изменения.

Со вступления в силу Лесного кодекса РФ в 2007 году в сфере лесоустройства действует свободный рынок, на котором частные подрядчики соперничают за заказы друг с другом и с региональными филиалами Рослесинфорга. Несмотря на действующий в некоторых регионах административный ресурс, благодаря которому формируют конкурсные условия, будто специально под государственную структуру. В целом рынок, по оценке участников, вполне конкурентный. Благодаря конкурсам и аукционам экономия бюджетных средств только за 2020 год оценивается более чем в 0,5 млрд. рублей. В некоторых регионах (в частности, в Уральском федеральном округе) конкуренция привела к более чем двукратному снижению цен на лесоустройство. Предложенные Рослесхозом корректировки могут радикально изменить картину. «Внесённый Правительством РФ законопроект направлен на монополизацию лесоустройства и уничтожение конкурентного рынка в данной сфере, что напрямую противоречит Указу президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» и ведёт к негативным последствиям в области социальных, бюджетных и лесных отношений», — написано в письме «Союзлеспроекта» Николаю Николаеву. Авторы подчеркивают, что президент Владимир Путин ранее поручал разобраться с лесоустройством, а не монополизировать эту сферу путем уничтожения конкуренции и вытеснения малого бизнеса.

При поверхностном знакомстве с законопроектом может сложиться впечатление, что о монополизации рынка речи нет. Однако юристы указывают на детали, из которых складывается реальная картина: в случае вступления поправок в силу никто, кроме Рослесинфорга, не сможет претендовать на заказы по лесоустройству. Естественно, руководители частных компаний переживают за перспективы своих коллективов. Но это не единственный повод для возражений.

От региона к региону доля Рослесинфорга на рынке лесоустройства разнится, но мало где превышает 50%. Частники рынка успешно теснят госучреждение ввиду низкой эффективности последнего. В письме Союзлеспроект напоминает три масштабные инициативы, в рамках которых Рослесхоз и Рослесинфорг получали масштабные бюджетные вливания, но не достигали поставленных целей. Первое это государственная инвентаризация лесов (ГИЛ), стартовавшая в 2007 году. «Под данную цель ежегодно выделяются бюджетные средства. Однако ГИЛ проводят уже 13 лет, а результат от данного сомнительного мероприятия отсутствует», — сказано в письме.

Следующим сомнительным проектом стала постановка на кадастровый учет земель лесного фонда. В ходе работ, потребовавших крупных бюджетных затрат, выяснилось, что огромное количество смежных землепользователей поставили лесные зоны на кадастровый учёт раньше, как земли иных категорий. Вместо того, чтобы развернуть борьбу за возврат в лесную категорию лесов незаконно отчужденных участков, Рослесхоз инициировал принятие закона, известного как «лесная амнистия». Не справившись с кадастрированием лесов, Рослесхоз взялся вносить границы лесничеств в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территории. Выборочная проверка показала, что данные границы лесничеств не соответствуют границам на местности, материалам лесоустройства. Это создало предпосылки для незаконного отчуждения лесных участков.

Авторы писем обращают внимание руководителей Госдумы на то, что сегодня Рослесхоз и Рослесинфорг не справляются даже с существующим объёмом полномочий. Претензии к эффективности работы этих организаций сформулированы в отчете Счетной палаты РФ о проверке расходования бюджетных средств на лесоустройство в 2015-2019 годах (документ опубликован в открытом доступе). Теперь же депутаты рискуют, не разобравшись, наделить Рослесинфорг новыми, монопольными полномочиями, с которыми организация может справиться лишь ценой беспрецедентных в своей истории бюджетных вливаний и резкого увеличения штата. Вместо оптимизации бюджетные расходы существенно вырастут. В то же время, бюджет лишится порядка 800 млн. рублей в год налогов, поступающих от частных компаний, работающих в отрасли, и их сотрудников.

В каких-то обстоятельствах государство могло бы смириться с финансовыми издержками ради резкого роста качества услуг в проблемной сфере. Но монополизация лесоустройства обещает только новые сложности. Региональные власти утратят свободу манёвра для гибкого решения проблем, а в части лесного проектирования субъекты вообще останутся без рычагов управления: к примеру, за разработкой документации предприятиям нефтегазового комплекса придется обращаться в Рослесхоз. «Предлагаемая законопроектом схема организации лесоустройства, когда весь цикл сосредоточен в рамках одного ведомства (сами же заказывают, делают и принимают работы) всегда приводит к снижению качества результата работ, развитию коррупционных схем, многим другим незаконным действиям, включая содействие в расхищении земель лесного фонда, незаконных рубках лесных насаждений и прочего», — утверждается в письме Союзлеспроекта. Работники отрасли настоятельно просят спикера Володина, главу профильного комитета Николаева, а также прочих адресатов в федеральных структурах власти не допустить принятия законопроекта в предложенном виде. Эти обращения могут поддержать власти регионов, особо заинтересованные в наведении порядка в лесной сфере, а так же арендаторы-лесозаготовители и предприятия нефтегазового комплекса, чьи месторождения находятся в лесном фонде.

Другие новости