Зачем Кузьменко рассекретили в деле Сальникова и Проничева
Обвиненный в мошенничестве экс-журналист Николай Сальников объявил из СИЗО, что случившееся с ним — результат политической провокации. Несколько дней спустя в прессу слили личность третьего фигуранта дела, непосредственно передававшего деньги.
История о медиашантаже спортклуба «Успех» и связанных с ним депутатов прочно обосновалась в информационной повестке за последние два месяца. За прошедшее время кто-то из участников событий сменил роль, а кто-то уже меняет показания. Неделю спустя после ареста в компании бизнесмена и бывшего кандидата в мэры Новосибирска Сергея Проничева автор фильма «История успеха ОПС «Успех»: Из рэкетиров в депутаты» Николай Сальников передал на волю свой первый комментарий. «Это большая политическая провокация. Через несколько недель в деле произойдёт серьёзный поворот. Я абсолютно ни в чём не виноват. Враг будет разбит. Победа будет за нами», — сообщил журналист и объявил сбор пожертвований на услуги адвоката.
Сальникова и Проничева обвиняют в мошенничестве, связанном с вымогательством денег у руководства «Успеха» в обмен на отказ в распространении новой серии фильма, тиражирующей тезисы про ОПС. В плане формулировки обвинения арестантам повезло. Если бы им инкриминировали статью 163 УК за вымогательство, то, учитывая предварительный сговор группы лиц, наказание светило бы до 15 лет тюрьмы. Мошенничество — статья попроще, по ней максимум «десятка». Источники ЦДЖ утверждают, что статью 163 не смогли применить, поскольку второй серии фильма в готовом виде не нашлось. Значит, фактически шантажировать было нечем. Раз не было продолжения, значит, имел место обман. Это мошенничество.
Сальников, как мы видим, нынче с обвинением не согласен. Его заявление о провокации, выпущенное через неделю после ареста, вызвало недоумение среди силовиков. Источники в правоохранительных структурах рассказывают, будто экс-журналист признал вину в первые же сутки после задержания. Если так, то за неделю в заключении Сальников перегруппировался и решил раскачивать политическую тему. В свете его планов по выдвижению в Государственную Думу это логичный сценарий.
В библейском сюжете про схватку Давида и Голиафа симпатии публики всегда на стороне первого. Не потому что он прав, а потому что он меньше воина-исполина. Технично поданный образ журналиста-правдоруба с политическими амбициями, попавшего за решетку из-за конфликта с влиятельными «успеховскими» — единственный шанс для Сальникова попытаться отыграть репутационные очки. Шансы в этом русле у него есть, поскольку «Успех» не проявляет желания бороться за зрительские симпатии. Как мы уже отмечали, работе с общественным мнением руководство клуба предпочло проактивное взаимодействие с силовиками.
Впрочем, развитие событий подсказывает, что не все участники процесса готовы расслабленно созерцать попытки Сальникова взять реванш в информационном пространстве. Новым поворотом сюжета стало рассекречивание силовиками личности третьего фигуранта уголовного дела, до сих пор представленного в СМИ лишь 60-летним возрастом. Теперь уже всем известно, что это Евгений Кузьменко, в прошлом соучредитель телекомпании НТН и ещё длинного ряда фирм. Журналисты, будто сговорившись, акцентировали на причастность Кузьменко к проектам, связанным с депутатом Государственной Думы Виктором Игнатовым. Который известен дружескими связями с руководством «Успеха». Может быть, на этот акцент специально обратил внимание тот же источник в правоохранительных органах, который открыл сведения про участие Кузьменко в деле.
В отличие от Проничева и Сальникова, Кузьменко провёл в изоляторе временного содержания всего два дня, а после отпущен под подписку о невыезде. Мягкая мера пресечения подсказывает, что человек или совсем случайно мимо проходил, или был в деле, но активно сотрудничает со следствием. Учитывая широкий круг знакомых Кузьменко, много кто в новосибирском истеблишменте и масс-медиа может нынче попытаться получить информацию из первых уст. Фигуранта, отпущенного под подписку, фактически сделали неофициальным амбассадором дела, который своими частными рассказами может повлиять на общественное мнение в среде людей, формирующих повестку для широкой общественности. Что из этого получится, увидим в ближайшие недели. Заодно вскроется, блефовал ли Сальников насчет «серьёзного поворота» в деле.