Полпредство без хозяина

Две недели Сибирский федеральный округ живёт без полпреда президента. Назначение Сергея Меняйло врио губернатора Северной Осетии в этом контексте выглядит как вынужденное решение: будь оно плановым, сменщик был бы уже в Новосибирске.

В связи с непривычно долгим отсутствием полномочного представителя президента в СФО аналитики от политики подняли старую тему о целесообразности института полпредов в целом. В некоторых комментариях видна обида за Сибирь — не забыли ли они там, в Москве, что тут за Уралом ключевая вакансия осталась не закрытой? Приходится напоминать значение поста сибирского полпреда: это либо промежуточная ступень карьеры для перспективных руководителей федерального уровня, либо последняя ступенька перед выходом на пенсию. Перебирая обсуждаемые в кулуарах кандидатуры, можно на примерах показать: случись ярославскому губернатору Дмитрию Миронову получить назначение на пост сибирского полпреда, для него это будет, скорее всего, промежуточная ступень карьеры, а если бы назначили всё-таки красноярского губернатора Александра Усса, для его государственной деятельности это был бы, вероятней всего, финал.

Из пяти полпредов, представлявших президента в Сибири с 2000 по 2021 год, Меняйло стал вторым по длительности срока службы на посту. Его незначительно обошёл лишь отработавший полпредом с 2004 по 2010-й Анатолий Квашнин, которого, к слову, Сергей Иванович называл своим наставником. Но Меняйло удалось гораздо выше поднять планку информационной и организационной деятельности. Прибывший в 2016 году в Сибирь новый полпред оказался очень деятельным. Это особо бросалось в глаза на фоне его предшественника Николая Рогожкина, запомнившегося за два предпенсионных года в полпредстве в основном интересом к охоте и рыбалке.

Даже когда полпредом был экс-губернатор Виктор Толоконский, внимание полпредства к новосибирским делам, глубина погружения в повседневные вопросы сибирской столицы не достигали такого уровня, как при Меняйло. Встретив первую зиму в Новосибирске после Севастополя, Сергея Иванович удивил местный истеблишмент открытой критикой в адрес городских властей по поводу уборки снега, содержания улиц и дворов. До сих пор многие чиновники и депутаты вспоминают, как полпред требовал сообщить ему, каким изначально был (и, соответственно, каким должен быть) цвет чугунных ограждений на бульваре Красного проспекта и на Октябрьском мосту. Над этим даже посмеивались. Однако через некоторое время городские службы действительно стали уделять пристальное внимание этим деталям.

Меняйло был открыт для общения в соцсетях, несложно было попасть к нему и на личный приём. Он активно поддерживал многие проекты в Новосибирской области, причём не только инициированные властью — на помощь полпреда могли рассчитывать и инвесторы, способные обосновать социальную значимость своих проектов. В резиденцию на Державина шёл бесконечный поток жалобщиков и жалоб: жила молва, что аппарат полпреда эффективно отрабатывает обращения граждан.

Несмотря на военное прошлое и резкий нрав, Меняйло не был сторонником жёстко закручивать гайки в политике. Об этом, в том числе, говорят успехи оппозиции на выборах в разных сибирских регионах. В том числе, оппозиции несистемной. Полпреду удалось обеспечить гладкую смену губернаторов в Новосибирской, Омской, Кемеровской, Иркутской областях, в Алтайском и Красноярском краях, а также в Бурятии (до её включения в состав ДФО). Исключением стала Хакасия, где победил кандидат КПРФ, и этот регион стал наиболее проблемным для Меняйло: в некоторые периоды складывалось ощущение, что полпред вручную решает там управленческие задачи.

Начиная с Леонида Драчевского, каждый полпред, в том или ином виде, подступался к созданию Стратегии развития Сибири, как практической программы. Ввиду больших расстояний, разных интересов и отличающихся политических традиций объединить регионы СФО для взаимодействия и достижения общих социально-экономических целей очень сложно. А может, и вовсе невозможно (до сих пор ни у кого не получалось). Меняйло продвинулся чуть дальше предшественников благодаря тому, что с момента назначения взялся за реформу рабочего органа Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Из вечно спящей структуры полпред хотел сделать работоспособное Агентство развития Сибири. Не все планы в этой части воплотились, но задел для нового полпреда есть. Если, конечно, он захочет этим заниматься. Повторимся, что планка активности усилиями Меняйло поднята высоко, и сменщику придется постараться, чтобы соответствовать.

Другие новости