Два УКСа — одна судьба

Руководители городского и областного УКСов Константин Головин и Владимир Мурзин оказались соседями в СИЗО. С разницей в два месяца оба стали фигурантами уголовных дел из-за контрактов, связанных со строительством детских садов.

8 апреля руководитель государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства Новосибирской области» Владимир Мурзин отчитался о работе перед комитетом по строительству Законодательного собрания. Депутаты спрашивали его, в том числе, о недостроенных в срок социальных объектах, по которым подрядчики получили авансирование, не предусмотренное контрактами. Мурзин и поддержавший своего подшефного министр строительства Иван Шмидт пояснили депутатам, что авансирование служит вынужденной мерой, когда объект не удаётся завершить до конца года, а зарезервированные на него деньги могут сгореть. Формально это нарушение законодательства, и депутаты решили обратиться в Контрольно-счётную палату, чтобы проверить финансово-хозяйственную деятельность УКС.

На следующий день в офисе УКС и дома у Мурзина прошли обыски, сам он был задержан. По сообщению Следственного комитета России, в отношении госслужащего возбуждено уголовное дело по статье за превышение должностных полномочий. Якобы перед строительством детсада в Марусино в 2019 году руководитель УКС поставил в известность о предстоящем аукционе директора компании «ИнвестСтрой». Кроме того, по версии следствия, Мурзин предложил руководству строительной компании самостоятельно подготовить проектно-сметную документацию, которая впоследствии не прошла госэкспертизу. Тем не менее, руководитель УКС распорядился направить аукционную документацию в минстрой для размещения в едином реестре госзакупок. Компания, с которой взаимодействовал Мурзин, впоследствии и выиграла подряд ценой более 145 млн на конкурсе.

О мотивации Мурзина взяткой или иным способом пока речи не идёт. Источники ЦДЖ утверждают, что в деле появятся и другие эпизоды, более весомые. Иная история у начальника городского УКС Константина Головина, которому давеча продлили срок содержания под стражей ещё на два месяца. Против руководителя муниципального заказчика соцобъектов возбуждены дела по статьям за мошенничество и получение взятки. Следствие считает, что в 2020 году при строительстве детсада на улице Спортивной Головин вывел через подконтрольную фирму 5 млн рублей за фактически не выполненные работы. А при строительстве детсада-яслей на улице 9 ноября он якобы распорядился принять невыполненные работы за взятку авиабилетами на 130 тысяч рублей. В ходе следствия нашли ещё эпизод, связанный со строительством детсада-яслей на улице Шевелева: там тоже были приняты неисполненные работы на 6,7 млн рублей, но оплату УКС не провёл.

Управления капитального строительства области и города являются заказчиками практически всех соцобъектов, возводимых на бюджетные деньги. Ситуация, в которой руководители УКСов один за другим, заезжают в СИЗО, провоцирует комментарии о повальной коррупции и злоупотреблениях. Но есть и другая сторона медали.

В нынешних условиях заказчики, оперирующие бюджетными деньгами, находятся под перекрёстным огнем. По требованиям закона, все подряды разыгрываются исключительно на конкурсах. За вычетом незначительных нюансов, ключевое преимущество для получения подряда — самая низкая цена, которая отнюдь не всегда гарантирует достойное качество. Тот же строительный комитет заксобрания чуть ли не на каждом заседании обсуждает проблему ограниченности средств для борьбы с недобросовестными подрядчиками. Точней, по противодействию получению такими фирмами новых бюджетных подрядов.

Понятен интерес заказчиков, старающихся обеспечить своевременную сдачу объектов с хорошим качеством работ, посодействовать проверенному партнёру. Хоть это и отступление от буквы закона, как и выплата в конце года авансом денег, которые в противном случае попросту сгорят. Система вынуждает руководителей, принимающих ответственность за решения, ступать по тонкому и скользкому льду. Для преемников Мурзина и Головина этот факт будет предельно очевиден. Хотя и коррупционные риски в чистом виде здесь тоже присутствуют, как и в любой сфере распределения бюджетных денег.

Другие новости