Вместо экологии вице-премьеру Лещенко придётся заняться политикой

Как и предсказывал ЦДЖ, новым куратором развития сельских территорий стал министр сельского хозяйства Евгений Лещенко, повышенный ради этого до вице-премьера. Ему предстоит сложный сезон: крестьяне уже волнуются насчёт сбыта будущего урожая.

В начале года мы рассказали о скорой перспективе заполнения вакансии вице-губернатора по сельским территориям, подразумевающей некоторую подмену должностей и полномочий. На должности вице-губернатора по селу, курирующего минсельхоз, управление ветеринарии, инспекцию госнадзора за техсостоянием самоходных машин и министерство природных ресурсов и экологии, в администрации губернатора Андрея Травникова люди надолго не задерживались. Последний – Вячеслав Ярманов – отработал чуть больше года и уволился в сентябре. Ходили слухи, будто губернатор намерен сократить должность «сельского» зама. Формально так и получилось. Новый куратор отрасли вместо поста вице-губернатора получил статус заместителя председателя правительства. Таким образом, Евгений Лещенко сохранил за собой портфель министра сельского хозяйства (вице-губернатор не может по совместительству работать во главе министерства или иного ведомства).

Источники ЦДЖ утверждали, что форсирование ситуации с назначением отраслевого куратора связано с желанием областного руководства (в данном случае подразумевается не только правительство, но и Законодательное собрание) более плотно контролировать деятельность главы минприроды Андрея Даниленко. Лещенко показался подходящей фигурой, чтобы успевать и в сельском хозяйстве, и в пригляде за смежными ведомствами. «За последние годы компетенция и авторитет нашего министерства сельского хозяйства и его руководителя достаточно серьезно выросли. Мною принято решение, что с сегодняшнего дня статус Лещенко в структуре правительства повышается. Он становится одновременно заместителем председателя правительства Новосибирской области», – объявил Травников 15 февраля.

В новом статусе Лещенко придётся вникать в новые проблемы, такие, как система выдачи разрешений на охоту и борьба с незаконными вырубками леса. Новых решений ждёт пласт экологических проблем. Но, как пел Игорь Тальков, несвоевременность – вечная драма. Как раз сейчас наиболее сложный вопрос обостряется в ключевой зоне ответственности Лещенко.

Неделю назад мы рассказывали о критической ситуации, к которой уже начали готовиться адекватные зернопроизводители в связи с введением пошлин на экспорт зерновых. Чтобы придержать внутренние цены на продукты, правительство России решило ввести со 2 июня так называемую гибкую пошлину на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя. При цене до 200 долларов за тонну пшеницы пошлину взимать не будут, а при цене поставки выше государство изымет 70% от разницы. Для ячменя и кукурузы индикативной ценой определён порог 185 долларов за тонну. Это значит, что новосибирский производитель пшеницы при новых пошлинах никогда не получит 200 долларов за тонну. 200 это цена экспортёра. «На хозяйстве» она может быть на 25-30% меньше. И это не худший сценарий. Группа компаний «Русагро» входящая в число крупнейших сельхозпроизводителей России, на прошлой неделе объявила об уменьшении доли зерновых в посевной структуре своего земельного банка в 2021 года.

Новосибирские крестьяне уже теряют деньги на продажах зерна прошлого урожая: с 15 февраля экспортная пошлина составляет 25 евро с тонны, с 1 марта она вырастет до 50 евро. 17 февраля на заседании бюджетного комитета заксобрания депутат Глеб Поповцев спросил Лещенко насчёт повышения стоимости удобрений на 15-30% на фоне ограничения продаж зерна и других сельскохозяйственных культур вплоть до полного прекращения их отгрузки за пределы региона. «К чему это может привести? К сокращению производства указанных сельхозкультур, либо к росту себестоимости, которая повлечёт волну банкротств среди региональных агропредприятий? Как министерство сельского хозяйства Новосибирской области оценивает указанные риски?», – спросил Поповцев.

Что мог ответить областной министр на вопрос федерального уровня? Лещенко заявил, что при поставках в Казахстан заградительные пошлины не действуют. И признал фактически, что цены на этом направлении не лучшие: соседняя страна фактически снимает сливки с экспортных контрактов, которых лишились сибиряки. Насчет удобрений министр пообещал поговорить с дилерами, и даже припугнуть их ФАС. В то же время на ценообразование китайских производителей и курс рубля Лещенко не может повлиять даже всей мощью нового статуса вице-премьера. А причины роста цен именно там.

Вместе с удобрениями дорожает горючее – к весенним полевым работам оно всегда идёт в рост. Перспективы введения жёстких экспортных ограничений ставят под сомнение инвестиции в урожай. Оснований наращивать посевные площади точно не просматривается. И это в предвыборный год, когда «Единая Россия» целится побеждать в парламентской гонке за счёт голосов сельских избирателей. Похоже, что в новых приоритетах Лещенко вместо экологии будет политика.

Другие новости