От нового ЛДС до «Спортивной» уже не рукой подать

Глава минстроя Иван Шмидт признал проблемы со строительством объектов к МЧМ-2023. По арене зафиксировано существенное отставание от плана, на завершение станции метро «Спортивная» непонятно, где брать деньги. Достройка в срок станет подвигом.

10 февраля комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам заксобрания обсудил заключение Контрольно-счётной палаты о результатах обследования использования бюджетных денег на строительство многофункциональной арены в левобережье. Занимаясь новым ЛДС, аудиторы также изучили ситуацию по всей сопутствующей транспортной и инженерной инфраструктуре. Сроки завершения строительства объектов немного отличаются, но к середине октября 2022 года должно быть введено всё.

Главным приоритетом властей является новая арена. Без её своевременного ввода и сертификации проведение молодёжного чемпионата мира по хоккею в 2023 году в Новосибирске будет невозможным. На втором месте по приоритетности подъезды к ЛДС. Станция метро «Спортивная» на третьем месте. Комментируя выводы аудиторов на заседании комитета, Шмидт заявил, что если к чемпионату будут введены новые развязки и подъезды к арене, а со «Спортивной» не срастётся, критической ситуации не будет. Хотя министр подчеркнул: «Было бы неплохо, если бы мы ввели ее в эксплуатацию именно к моменту проведения чемпионата».

Вот это «было бы неплохо» резко контрастирует с оптимистичными реляциями по итогам регулярных поездок мэра Анатолия Локтя на «Спортивную», которую строит МУП УЗСПТС. Губернатор Андрей Травников, посещая кипящую стройплощадку ЛДС, ни разу не ставил под сомнение реалистичность планов по своевременному вводу объектов к чемпионату. Собственно, и сейчас никто пока не ставит крест на достижимости целей. Просто аудиторы сухим языком изложили объективную картину. А ответственные чиновники не стали спорить, что выглядит она местами тревожно.

Строительство станции отстаёт от плановых темпов, но всё же идёт бодрей, чем работы по арене: процент освоения средств выше, физический объём растёт. Проблема в том, что на завершение «Спортивной» не хватает примерно миллиарда рублей. В бюджетах города и области недостающей суммы нет, и глава минстроя не видит сейчас возможности привлечь для этого федеральные средства. Отсюда риск, что срок строительства может уйти за плановый горизонт. В том, что «Спортивную» достроят, сомнений пока никто не высказывает.

На арену денег хватает, но там другая проблема – объём освоенных средств аудиторы оценили менее чем в 25%, а должно быть уже более 50%. Шмидт утверждает, что фактическое отставание не столь серьёзное. Но участники строительного рынка, знакомые с ситуацией на стройплощадке, подтверждают сложности с объёмами и темпами. По самым оптимистичным оценкам, на работах по арене сейчас занято в два раза меньше людей, чем предполагается по плану. Значительную роль играют организационные сложности, поскольку на объекте почти ни одного местного подрядчика. Ответственным за строительство ЛДС является владелец компании «Сибирский деловой союз» Михаил Федяев, управляющий проектом преимущественно из Москвы. У минстроя растёт количество официальных претензий к генподрядчику, а неофициальных, судя по разговорам в коридорах власти – сотни.

Аудиторы выявили много финансовых нарушений по объектам, строительством которых занимается МУП УЗСПТС. Частично о них ЦДЖ рассказывал ещё в мае 2020 года: при своевременном вмешательстве властей можно было избежать ряда отклонений от норм законодательства. Но, похоже, что приоритет был – не мешать осваивать средства. Наверное, с благой целью не тормозить строительство. Позже мы подробней проанализируем финансовые аспекты, обозначенные проверкой КСП. Пока сосредоточимся на аспектах политических.

Зампред комитета заксобрания Илья Поляков предложил затребовать от минстроя и взять под контроль актуальный график работ, а также проанализировать претензионную работу с подрядчиками. Но отчитываться правительству предстоит не только перед заксобранием Международный хоккей это большая политика. Когда новосибирские власти ввязывались в борьбу за право провести здесь чемпионат мира, все понимали, насколько высоки ставки. Таких масштабных строек, как новый ЛДС с инфраструктурой, в Новосибирске не было. Последнюю станцию метро строили 10 лет назад. Подготовка к МЧМ это весьма амбициозная задача, не только в финансовом, но и в организационном плане. И, может быть, нелишне сгустить сейчас тучи, рисуя перед политиками и общественностью картину трудно разрешимых проблем. Чтобы по ходу их решения и по итогам спрос был нестрогий. А решения найдутся. Иначе – случись провал – отставкой одного министра дело не кончится.

Другие новости