«Восток» закрывается от решения суда

Решение Новосибирского областного суда о приостановке работы двух корпусов ТК «Восток» может поставить точку в спорах вокруг строительства торгового комплекса. Вопрос в том, хватит ли у госорганов воли довести вердикт до исполнения.

29 октября суд в Кемерово вынес приговоры по первому уголовному делу о пожаре в ТЦ «Зимняя вишня». Трагедия, случившаяся в марте 2018 года, унесла жизни 60 человек. На скамье подсудимых оказались, в том числе, топ-менеджеры компании-собственника и непосредственно гендиректор ТЦ. Они получили сроки заключения от 11 до 14 лет за нарушения требований пожарной безопасности и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В тот же день, 29 октября, Новосибирский областной суд удовлетворил апелляцию облпрокуратуры на решение Дзержинского районного суда и приостановил работу ТК «Восток» до устранения 91 нарушения пожарной безопасности, выявленных проверкой МЧС ещё в 2019 года. Решение вступило в законную силу немедленно, однако на следующей неделе торговый комплекс, унаследовавший товарные и финансовые потоки Гусинобродской барахолки, продолжил работу. Феномен объекта, построенного предпринимателем Дмитрием Башмаковым и его партнёрами, в устойчивой — до сих пор — коммерческой деятельности, продолжающейся вопреки скандалам в СМИ и претензиям государственных органов.

Проект ТК «Восток» родился в 2014 году, как альтернатива Гусинобродским контейнерным вещевым рынкам, подлежащим ликвидации. Закрытие барахолки тормозили, как могли, но было понятно, что её время уже отмерено. Мэрия выставила на торги территорию бывшего ПАТП-8 на Дегтярёва, в непосредственной близости от Гусинобродского шоссе. В мае 2014 года объект выкупило ООО «Сателит» Дмитрия Башмакова и тотчас запустило процесс реконструкции автобусного депо в торговый комплекс. Скорость была определяющим фактором успеха. Параллельно московские инвесторы строили на Северном обходе ТК «НордМолл», также претендовавший на арендаторов с барахолки. Кто первый успевал к закрытию рынков, тот и получал гарантированную заполняемость площадей.

О проблемах при строительстве «Востока» официально стало известно в мае 2015 года: мэр Анатолий Локоть уведомил горсовет на сессии о переносе закрытия барахолки на 1 октября в связи с претензиями контролирующих органов к торговому комплексу, не успевающему раньше открыть двери для арендаторов. С начала проекта мэрия в лицах разных чиновников последовательно поддерживала бизнес-проект Башмакова и партнёров, обеспечивая живучесть торгового комплекса в критические моменты. А таких было немало.

Торопясь отбить инвестиции, «Сателит» развернул строительные работы без разрешений. На момент, когда Локоть рассказывал депутатам о претензиях к ТК, здание первого корпуса было практически готово, но разрешения на его реконструкцию (фактически — строительство) не было. 3 июля 2015 года УАСИ мэрии задним числом выдало-таки разрешение на строительство, а уже 29 июля приняла здание первого корпуса в эксплуатацию. К тому моменту некий гражданин Павлюк подал в Дзержинский суд иск о признании первого корпуса самовольной постройкой и сносе. В сентябре в иске было отказано, решение никто не обжаловал. На заседания Павлюк не являлся, обеспечительных мер не просил. В СМИ звучали мнения, что иск помог прикрыть бездействие чиновников, обязанных разбираться с незаконным строительством вместо того, чтобы легализовать его задним числом.

Более выпукло история повторилась со строительством второго корпуса ТК посредством реконструкции бывшего гаража ПАТП. В мае 2016 года проверка областного Госстройнадзора установила, что реконструкция, в результате которой добавился этаж, и площадь здания увеличилась почти в два раза, проводилась без разрешения, без экспертизы проекта и без государственного надзора. В прессе поднялся шум, и тут же появился иск в Дзержинский суд от некого гражданина Щербинина о признании второго комплекса «Востока» незаконной постройкой и сносе. В этом случае мэрия вступила в процесс третьим лицом, поддержав истца. Это дало «Сателиту» возможность встречно потребовать от мэрии признания права собственности на самовольную постройку. 31 октября судья Евгений Дульзон завершил процесс решением в пользу «Сателита». Разрешение на строительство уже построенного здания УАСИ выдала в мае 2017 года, а в декабре «Сателит» получил разрешение на ввод.

Третий корпус ТК, возведённый путём реконструкции здания мойки и очистных сооружений ПАТП, также был узаконен Дзержинским судом, удовлетворившим иск о признании права собственности на самовольно построенный объект. Одновременно суд отказал в иске прокурору Дзержинского района, требовавшему вернуть объект в состояние, предшествовавшее реконструкции.

«Восток» — один из крупнейших торговых комплексов региона. Количество посетителей оценивается до 400 тысяч ежемесячно. Безопасность подобных объектов требует особо пристального внимания, о чём, в том числе, напомнил трагический опыт «Зимней вишни». Спешная реконструкция и строительство без разрешений и без госнадзора торговых корпусов, на основе остатков давно заброшенного ветхого ПАТП вызывали понятные вопросы и у контролирующих органов, и у общественных организаций, инициировавших проверки. Владельцы «Востока» тоже не сидели, сложа руки. Появлялись противоречащие друг другу экспертизы. В одних отступления от норм техники безопасности представлялись как легко устранимые — и устранялись. В других речь шла о более серьёзных нарушениях.

Поворотной стала проверка МЧС, завершенная 6 марта 2019 года. В корпусах 1 и 2 было выявлено 91 нарушение обязательных требований пожарной безопасности. В том числе, связанных с устройством и эксплуатацией пожарных и эвакуационных путей, установок пожарной сигнализации, пожаротушения, систем оповещения и управления эвакуацией. МЧС выдало «Сателиту» предписание об устранении. «В то же время характер выявленных нарушений свидетельствует о том, что на территории ТК «Восток» защита жизни и здоровья граждан не может считаться обеспеченной», — написано в ответе министерства на запрос общественной организации «Сибирский правовой центр защиты прав потребителей».

Материалы проверки были переданы в Генеральную прокуратуру. Спустившись по инстанциям, они стали основой для иска прокурора Дзержинского района о приостановке деятельности торгового комплекса до устранения нарушений. Дело слушалось в Дзержинском суде. По устоявшейся именно в этом суде традиции, исход сложился в пользу «Востока». В приостановке работы комплекса было отказано. Прокуратура обжаловала решение в областном суде, и вердикт апелляционной инстанции 29 октября в корне изменил расклад.

С момента проверки МЧС прошло более двух лет, судебный процесс идёт больше года. Это подсказывает, что выявленные нарушения трудно устранимы. Иначе владельцы «Востока» давно с ними разобрались бы, чтобы вывести доходный бизнес из-под рисков закрытия. По-видимому, детальное исполнение предписания МЧС может потребовать новой реконструкции ТК.

В комментарии «Континенту Сибирь» 2 ноября управляющий «Востока» Илья Николаенко сообщил, что комплекс работает в обычном режиме: ни мотивировочной части решения суда, ни исполнительного листа администрация объекта ещё не видела. Нет сомнений, что владельцы ТК попытаются обжаловать решение, но нюанс в том, что оно уже вступило в силу. Развитие событий зависит, в первую очередь, от активности истца — прокуратуры, а во вторую, от Службы судебных приставов.

Вряд ли стоит ожидать от ответчика добровольной приостановки деятельности. Скорей вероятны попытки саботировать исполнение или искать лазейки, чтобы каким-то образом его заблокировать (может быть, для этого тоже окажется полезен Дзержинский суд). Не исключено, что в ход пойдут аргументы о мнимой социально-экономической значимости «Востока» для региона. Дескать, комплекс даёт налоги и рабочие места. В этой части хотелось бы видеть конкретные цифры, поскольку наследие барахолки — организация бизнеса через дробление на ИП и упрощённую систему с «чёрными» зарплатами и непрозрачными доходами. Альтернативных торговых площадей в Новосибирске, в отличие от ситуации 2015 года, вполне достаточно.

Другие новости