Садовой ответил за свои показания о сделках в ННИИТО
Сделка со следствием принесла Михаилу Садовому 4 года колонии, в то время как дело против других фигурантов истории, не признавших вину, суд вернул прокурору. История вокруг ННИИТО остаётся неоднозначной, как и дело о хищениях в клинике им. Мешалкина.
Два резонансных дела о хищениях при закупках в крупных федеральных клиниках развивались по схожим сценариям и почти синхронно подошли к судебной стадии. В ФГБУ ННИИТО фигурантами стали руководитель Михаил Садовой и его советник Сергей Поскочин. В клинике Мешалкина — главврач Александр Караськов и его заместители Ирина Бойцова и Евгений Покушалов. В обеих историях в число обвиняемых также вошли руководители компаний-поставщиков. Садовой и Покушалов признали вину и дали нужные показания в обмен на смягчение приговора. Оба получили реальные сроки.
Поскочин скрывается за границей, дело в его отношении выделено в отдельное производство. Ещё одно дело в отношении заведующей аптекой ННИИТО Елены Водянкиной, директора ООО «Нитек Медикал» Светланы Тыщенко и учредителя ООО «Бизнес-Аналитика» Эльмиры Хафизовой о хищениях на 1,3 млрд было направлено в Центральный районный суд. Предварительное слушание состоялось 22 июня и закончилось возвратом дела прокурору. Судья согласился с доводами защиты о том, что обвинения не были конкретизированы. Вместо работы над ошибками надзорное ведомство подало апелляцию в вышестоящую инстанцию. Рассмотрение жалобы в облсуде прошло 6 сентября. Решение о возврате дела прокурору было признано обоснованным.
Дело было возбуждено по факту хищений при поставках лекарств и медпрепаратов. Потерпевшим обозначился минздрав России. Изначально сумму хищений оценили в 521 млн рублей. В качестве вещественного доказательства по делу было арестовано 10-этажное здание на Фрунзе 19а, в котором расположены связанные с ФГБУ частная клиника АНО НИИТО и Новосибирский медтехнопарк, а также офисы частных компаний, работающих в сфере здравоохранения.
Компании «ТехинКом» и «ЛизингГарантСервис» купили землю возле ННИИТО, на кредитные средства построили 10-этажку и оснастили её медоборудованием. А после гасили кредиты доходами от поставок медпрепаратов, в том числе и для института. Следствие оценило эту последовательность действий как придание законности хищениям.
Здание стоит около 1,3 млрд рублей, это более чем в два раза превышало сумму изначально посчитанного ущерба. В начале 2020 года стали известны результаты экономической экспертизы по делу, пересчитавшей ущерб уже на 1,3 млрд. Вскоре после этого 10-этажка вместе с оборудованием была передана на ответственное хранение — по сути, в пользование — ФГБУ, которое следователь объявил «фактическим собственником» имущества, оплаченного средствами, якобы похищенными из средств федерального бюджета.
На основании экспертизы следствие насчитало ущерб в 1,3 млрд, нанесённый якобы путём завышения рыночной стоимости поставляемых лекарств и препаратов. Анализа рыночных цен на момент заключения сделок в экспертизе нет. Украденным у государства «завышением» посчитали разницу между ценой закупки товара поставщиком и ценой поставки в ФГБУ. То есть, 100% дохода поставщика.
К началу октября 2020 года следствие уточнило позиции и официально предъявило новые обвинения, в которых уже не было ни слова об украденной поставщиками разнице. По новой версии обвиняемые, «используя своё служебное положение и влияние», требовали от производителей и основных дистрибьюторов скидок на продукцию не менее 25% для подконтрольных юрлиц. Выбитые скидки следствие считает похищенными у государства деньгами, а механизм ограничения конкуренции — средством для преступления. Полученные средства, по версии следствия, легализовались через выплату банковских кредитов, привлечённых компаниями-поставщиками для строительства здания на Фрунзе 19а.
Суд уже в двух инстанциях посчитал доводы следствия сыроватыми. Между тем, дело против Садового, слушавшееся в суде в особом порядке, было основано на тех же фактах, цифрах и выводах. Дело в отношении женщин-обвиняемых вернулось в прокуратуру, а Садового осудили на тех же основаниях. Суд наказал бывшего руководителя ФГБУ 4 годами и 2 месяцами колонии, а также штрафом в 620 тысяч рублей. Это уже второй срок Садового по итогам его работы в ННИИТО. В 2019 году его осудили на 3 года колонии за растрату премиального фонда института. Апелляционная инстанция сократила срок до 2,5 лет. В феврале 2020 года Садовой вышел по УДО. Но свободой толком не смог воспользоваться из-за уголовного дела о хищениях.
Теперь приговор Садовому может быть использован как фактор преюдиции в процессе против прочих фигурантов, не признающих вину. Похожее развитие событий в истории о хищениях в клинике Мешалкина. Дело в отношении Караськова и Бойцовой суд вернул прокурору. А заключившего сделку и раскаявшегося Покушалова определил в колонию на 2,5 года. Ещё рано судить, кто останется в большем выигрыше с точки зрения сроков. Но в репутационном смысле Садовой, как и Покушалов, добровольно слил партию. Пока его вчерашние коллеги оспаривают факт хищений, экс-руководитель ФГБУ сделал преступление реальностью для себя.