Прокуратура требует вернуть закон об ООПТ в «дореформенный» вид

Областная прокуратура обратилась в суд с требованием отменить принятые в феврале поправки к закону об ООПТ, парализовавшие хозяйственную деятельность в предполагаемых «лесных парках». Позиция ведомства может привести к перезапуску инициативы.

В феврале Законодательное собрание приняло поправки к закону об особо охраняемых природных территориях, которыми ввело в обиход новые понятия «природный парк» и «лесной парк». В границах этих территорий, как и в других ООПТ, предполагалось жёстко регламентировать любую хозяйственную деятельность, чтобы свести к минимуму ущерб природе. Как именно ограничить — это ещё предстояло разработать чиновникам. Собственно как и определить точные границы будущих особо охраняемых территорий. Важным нюансом стало решение областных властей парализовать хозяйственную деятельность на территории предполагаемых ООПТ авансом, до легитимного создания территорий с охранным статусом. Особенно много вопросов в этой связи возникло по поводу будущего лесного парка «Заельцовский бор».

Под предполагаемую ООПТ изначально отвели гигантскую территорию более 9 тысяч га, расположенную на землях Новосибирска, Новосибирского района и включающую ряд посёлков. Не дожидаясь доработки вопросов границ и зонирования, здесь наложили вето на все работы, в том числе, ранее начатые. Тысячи людей, проживающие и ведущие бизнес, в одночасье оказались поражены в правах с непонятными перспективами. В правительстве намеревались разобраться с границами и функциональными зонами Заельцовской ООПТ к концу года. Но сентябрьский разбор ситуации на аграрном комитете заксобрания, о котором рассказывал ЦДЖ, показал, что процесс может непредсказуемо затянуться.

Тем временем, принципиальный разворот истории может состояться в суде. Собрав 1000 подписей жителей Заельцовского бора против поправок к закону об ООПТ, общественная организация по охране окружающей среды «Сибирское экологическое содружество» обратилась в суд с иском об их отмене. В конце августа суд в первой инстанции частично удовлетворил иск, сняв ограничение на строительство, разрешённое до вступления поправок в силу. Истцы обратились в следующую инстанцию с требованием полностью отменить февральские поправки. Теперь у них появилась мощная поддержка в лице прокуратуры Новосибирской области.

5 октября и.о. областного прокурора Сергей Коростылев направил в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции апелляционное представление на августовское решение первой инстанции. Прокуратура требует удовлетворить требования гражданских истцов в полном объёме и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия февральские поправки к закону об ООПТ.

Позиция прокуратуры основана, прежде всего, на федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях», который не даёт региональным властям возможности вводить ограничения на территориях до того, как будет принято решение создать в их границах ООПТ. В апелляционном представлении зафиксировано: границы ООПТ областными правовыми актами не зафиксированы, а значит, не представляется возможным определить территорию, на которой, как предполагается, будут действовать ограничения. Прокуратура усматривает здесь коррупциогенный фактор.

К слову, летом территория гипотетического Заельцовского лесного парка росчерком пера уменьшилась почти в 2 раза. Чиновники исключили из ООПТ кладбища, зоопарк с денропарком, некоторые жилые комплексы, фрагменты частного сектора вдоль улицы Жуковского и ряд участков, на которых велась строительная и иная хозяйственная деятельность. Непонятно, на основании чего участки сначала в марте были включены в ООПТ, а затем — в августе — исключены, а другие — похожие — остались в границах территории. Чиновники отбирали, какие участки добавить в охраняемую территорию, а какие убрать, по непрозрачным основаниям.

Неясно, могут ли рассчитывать на компенсации владельцы участков, необоснованно включенных в ООПТ и ни за что временно попавших под ограничения. Прокуратура отметила, что законом не предусмотрен механизм возмещения убытков или упущенной выгоды для приостановивших свою деятельность лиц, чьи участки впоследствии не будут включены в финальные границы охраняемой территории.

«Введение региональным законодателем дополнительного этапа в порядке создания ООПТ в виде принятия решения «о необходимости её создания» ставит субъектов правоотношений в период до непосредственного создания ООПТ в неопределённое положение», — написано в апелляционном представлении облпрокуратуры. В ведомстве считают, что необходимо было провести экспертизу регулирующего воздействия законопроекта для выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности. Здесь слышно эхо майского визита в Новосибирск Генпрокурора РФ Игоря Краснова, среди прочего, рассмотревшего жалобы предпринимателей на ограничения в связи с законом «о лесных парках».

Прокуратура выступает за сохранение областного закона об ООПТ в прежней редакции, без февральских поправок. Общественники, инициировавшие иск в суд, неоднократно заявляли, что считают закон актуальным, необходимым и важным для нашего региона, способным принести жителям большую пользу. События могли бы развиваться по-другому, если бы власти сначала создали ООПТ, разделили бы территории на функциональные зоны и затем вводили бы соответствующие ограничения. Речь идёт не о девственных лесах, где не ступала нога человека. В Заельцовском бору с ранних советских времён многие участки обжиты людьми, и нелепо сейчас выводить их из оборота хозяйственной жизни. Наоборот, часть объектов, заброшенных в лесах после перестройки, нуждаются в реновации. Впрочем, обновление может потребоваться и инициативе законодателей. Если суд поддержит позицию прокуратуры, нужно будет возвращаться в исходную точку и разрабатывать новый прозрачный и легитимный механизм для дополнительной защиты лесов.

Другие новости