Томский арбитраж открыл второй фронт в войне за SkyPort

Бывший топ-менеджмент аэропорта Толмачёво бьётся с компанией «Новапорт» Романа Троценко за контроль над отелем SkyPort. Загрузка гостиницы благодаря увеличению пассажиропотока обнажила разные взгляды партнёров на дивидендную политику.

Отель на проспекте Мозжерина в шаговой доступности от пассажирских терминалов был построен в то время, когда Толмачёво было под управлением команды Алексея Чертенкова. SkyPort ввели в 2008 году. На тот момент это был единственный официально сертифицированный 4-звёздный отель Новосибирска. По официальным данным, 200 млн рублей на строительство дал в кредит Сбербанк, и ещё 85 млн было от неких неназванных инвесторов. Строительство воспринималось как проект Толмачёво. Но развитие событий после увольнения Чертенкова в июне 2009 года показало, что SkyPort был всё же в большей степени его личный проект.

Расставание акционеров Толмачёво с топ-менеджерами было неровным. Оно произошло на фоне возбуждения против Чертенкова и его заместителя Алексея Артемьева уголовного дела по обвинениям в коммерческом подкупе: якобы они требовали от арендаторов сверх оговоренного, угрожая разорвать договоры аренды. Весной 2010 года аэропорт подал иск о взыскании с ООО «Скайпорт» 3,74 млн рублей предоплаты за использование номеров в связи с аннулированием соответствующего договора. Эксперты видели в этом первый шаг к войне за отель. Близкий к «Новапорту» источник «Ведомостей» на тот момент утверждал, что по условиям кредитования проекта у Толмачёво есть право требования имущества, и в течение трёх месяцев отель перейдёт аэропорту.

Как видим, этого не произошло. «Скайпорт» управлял отелем, находящимся в собственности у ООО «Финансаэрогрупп», в котором 70% было у Ларисы Чертенковой (жены экс-гендиректора аэропорта) и 30% у ООО «Толмачёво скай сервис», подконтрольного «Новапорту». В такой пропорции стороны и зафиксировали свои позиции. Статус кво изменился нынешней весной, когда ООО «Новапорт Холдинг» обратилось в суд с требованием признать незаконными пять сделок, в результате которых 70% акций «Финансаэрогрупп» перешло к ООО «Скайпорт инвест групп». Это юрлицо консолидировало акции, которые через цепочку сделок прошли от Людмилы Чертенковой через руки её супруга, Артемьева, Елены Петуховой, Ольги Сиппель и Александра Ефросинина. Юристы «Новапорта» считают проведённые сделки притворными и настаивают на признании их ничтожными с предоставлением истцу права приоритетного выкупа акций.

В команде Чертенкова считают иск «Новапорта» попыткой недружественного поглощения отеля и предпринимают контрходы. В мае Артемьев подал встречный иск к «Новапорт Холдингу» и АО «Аэропорт Толмачёво» о признании заключенного между компаниями договора купли-продажи доли в ООО «Толмачёво скай сервис» недействительным, как прикрывающим переход права на долю в 30% ООО «Финансаэрогрупп». Кроме того, Артемьев заявил притязания на права и обязанности покупателя в этой сделке.

Таким образом, «Новапорт» через суд пытается получить право на акции, подконтрольные команде Чертенкова; оппоненты попытались тем же методом заявить права на долю холдинга Троценко. Арбитражный суд Новосибирской области 20 мая вернул Артемьеву встречный иск. Партнёр Чертенкова подал апелляцию. 16 июля Седьмой апелляционный арбитражный суд в Томске удовлетворил жалобу и направил встречный иск на новое рассмотрение в новосибирский арбитраж. Между тем, 13 августа должно состояться очередное заседание по иску «Новапорта».

На фоне судебного конфликта заметны попытки создать информационное напряжение вокруг Толмачёво. В аэропорту стартовала капитальная реконструкция, которая обещает стать одним из крупнейших инвестиционных проектов в Новосибирской области на перспективу ближайших лет. При этом в прессе и телеграмм-каналах стали регулярно появляться то жалобы на притеснения от коммерсантов, ведущих бизнес при аэропорте, то заявления неких общественников, переживающих из-за последствий благоустройства территории возле Толмачёво. Нет оснований связывать напрямую этот кризисный медиавектор с разбирательством вокруг SkyPort. Возможно, стороны медлят с переходом к полномасштабным боевым действиям, поскольку пока прощупывают друг друга и пытаются прояснить конечные цели.

Источник ЦДЖ утверждает, что показать своё недовольство в суде «Новапорт» сподвигла дивидендная политика контролирующего акционера отеля. Гостиница может похвастаться загрузкой выше, чем у городских «одноклассников». Но кому принадлежит заслуга в том – администрации SkyPort или менеджменту аэропорта, из года в год наращивающему поток пассажиров, которые, собственно, и делают кассу ближайшему отелю? Зарабатывая десятки миллионов, гостиница направляет акционерам сотни тысяч, и в «Новапорте», по-видимому, не считают официальные объяснения партнёров убедительными.

Другие новости