Последнее коченёвское предупреждение «Сибмоста»

Областное правительство расторгает контракт с АО «Сибмост» по строительству путепровода в Коченёво – известного долгостроя. Чиновники испугались уголовных дел, а новый менеджмент компании не смог справиться со старыми проблемами.

В Новосибирске меньше знают про Коченёво, чем про пресловутый путепровод, поскольку уже третий год этот объект регулярно упоминают в числе проблемных областных строек. Объект должен стать частью Северного обхода. Речь идёт про автомобильный переезд через железную дорогу возле райцентра. Контракт на возведение «Сибмост» выиграл в 2015 году, когда у компании дела шли неплохо. Сдать объект нужно было осенью 2017 года. В то время у компании проблем было уже невпроворот. К отчётному периоду путепровод был настолько далёк от готовности к сдаче в эксплуатацию, что Территориальное управление дорог Новосибирской области в декабре 2017 года подало в суд на «Сибмост». При стоимости контракта в 330 млн штрафных санкций насчитали аж на 1 млрд. Но руководство области согласилось замять конфликт, предполагая, что консорциум новых акционеров «Сибмоста» во главе со Сбербанком и АФК «Система» всё же готов реанимировать мостостроительный бизнес и довести до сдачи все запущенные объекты.

С тех пор ситуация на Коченёвском путепроводе под постоянным контролем профильных чиновников. Как и на Восточном обходе, контрактные сроки строительства которого «Сибмост» также сорвал. Но обход это сфера федеральной ответственности, поскольку заказчиком выступает ФУАД «Сибирь». Путепровод строится на областные деньги, за них отвечают ТУАД и министерство транспорта.

Время от времени, навстречу визитам московских чиновников или в канун отраслевых совещаний, «Сибмост» разворачивал в Коченёво бурную деятельность. На сайте компании даже, бывало, публиковали видео работ. Однако заканчивается лето 2019 года, и объект по-прежнему не готов к сдаче. 1 августа начальник ТУАД Михаил Чуманов официально уведомил президента «Сибмоста» Андрея Райкова о расторжении в одностороннем порядке контракта на строительство путепровода.

Источники ЦДЖ утверждают, что одной из причин обострения ситуации вокруг путепровода стало уголовное дело о превышении полномочий бывшим руководителем госкомпании «Автодор» Сергеем Кельбахом, о возбуждении которого 4 июля сообщил Генеральный прокурор России Юрий Чайка. «Автодор» строит Центральную кольцевую автодорогу – один из главных инфраструктурных объектов страны. В феврале 2019 года Счётная палата РФ опубликовала результаты проверки, согласно которым строительство ЦКАД отстаёт от плана. На 1 декабря 2018 года готовность объекта составляла не более 66%, что не позволит завершить работы на участках № 1, 3 и 5 ранее четвертого квартала 2020 года, а на участке № 4 – 2021-го года. Согласно контракту, первый этап планировалось ввести в 2018 году. В целом сдачу объекта теперь ожидают не раньше 2025 года. При этом «Автодор» почти полностью потратил бюджет стройки в 74,8 млрд рублей. А Владимир Путин осенью прошлого года поручил правительству избежать удорожания ЦКАД, так что непонятно, где брать недостающие средства.

После разноса от аудиторов Счётной палаты Кельбах успел покинуть компанию и трудоустроиться советником президента «Российских железных дорог». Однако ему не удалось сбежать от уголовного преследования за раздачу неотработанных авансов. Эту ситуацию могли примерить на себя многие отраслевые чиновники. В их числе глава новосибирского минтранса Анатолий Костылевский. Силовики уже не раз интересовались причинами пассивности областных ведомств по поводу авансов, выданных «Сибмосту». Этот интерес удавалось гасить, пользуясь связями Сергея Титова, бывшего министра транспорта. Весной 2017 года Титов устроился на должность президента «Сибмоста» и проработал в этом качестве год, уступив кресло в марте 2018 Антону Гурьянову. В июле 2018 года акционеры назначили президентом Райкова, но источники ЦДЖ утверждают, что Титов до сих пор пользуется влиянием, как в компании, так и региональном минтрансе. Тем не менее, несмотря на близкие отношения с бывшим шефом, Костылевский дал подчинённым команду готовиться к расторжению контракта с «Сибмостом» сразу после того, как дело Кельбаха стало достоянием общественности.

22 июля на очередном совещании с областным руководством «Сибмосту» дали последний шанс реанимировать работы на путепроводе. 30 июля проверяющие ТУАД не обнаружили на объекте фактов, говорящих про обещанное ускорение работ, после чего Чуманов сообщил Райкову о расторжении.

Как теперь стороны будут расходиться по финансовым вопросам – непонятно. Чиновники прикрыли свои головы уведомлением о расторжении. Репарации по незавершённому контракту могут оказаться слишком дорогими для «Сибмоста». Если до сих пор акционеры компании не смогли решиться дофинансировать текущие проекты, что их сподвигнет платить неустойку? Расторжение контракта можно обжаловать в суде, но последствия – вопрос времени. Назначение Олега Мамаева новым гендиректором «Сибмост групп», о чём ЦДЖ рассказывал в июне, не изменило политику акционеров в отношении «Сибмоста». Банкротство мостостроителей кажется всё более неотвратимым сценарием. Значит, можно ожидать новых сложностей на Восточном обходе, где какие-то работы этим летом всё же идут.