За Мотыгой и Рыбалко очередь Жигульского и Витухина

Увольнение начальника управления по жилищным вопросам Дмитрия Рыбалко продолжило тему ухода из мэрии руководителей, работа которых провоцирует скандальный резонанс. Фон перед стартом перевыборов мэра Анатолия Локтя требует чистки.

За пять лет при Локте большинство городских проблем, надежды на решение которых связывали с новым мэром, сохранилось на прежнем уровне раздражения. Анатолий Евгеньевич, тем не менее, идёт на новый срок. Чтобы раздавать новые надежды, ему необходимо обновление команды. Часть чиновников должна взять на себя ответственность за нереализованные планы. Особенно по направлениям, вызывающим громкие протесты.

В октябре 2018 года на пенсию неожиданно отправился начальник управления архитектурно-строительной инспекции Анатолий Мотыга, один из долгожителей мэрии. Локтю не удалось победить градостроительные проблемы, в том числе, избавиться от точечной застройки. Зато удалось канализировать народное недовольство в прощание с надоевшим чиновником, ушедшим в разгар очередного «точечного» скандала.

Как и Мотыга, Рыбалко уволился на этой неделе будто бы по собственному желанию. Управление по жилищным вопросам занимается расселением горожан из аварийного и ветхого жилья. За последние несколько лет муниципалитет несколько раз покупал квартиры в недостроенных домах. Часть предоплаченного жилья так и осталась в незавершённом виде. Часть жилья, официально принятого мэрией, вызывает протесты переселенцев (в январе мы рассказывали про суд по поводу состояния купленного городом жилья на жилмассиве «Просторный»). Накануне объявления об отставке Рыбалко городская Контрольно-счётная палата опубликовала факты неэффективного использования бюджетных средств при реализации программы по переселению новосибирцев. Помимо уже упомянутой оплаты недостроенного жилья, аудиторы выявили оплату сноса семи домов, которые не были признаны аварийными, а также нашли ряд квартир, купленных ещё в 2015 году, но на момент ревизии остававшихся пустыми. Нарушения были признаны «системными». 7 февраля Локоть заявил журналистам, что он сам решил уволить Рыбалко по итогам ревизии.

Следом ожидается отставка руководителя департамента земельных и имущественных отношений мэрии Георгия Жигульского, нацелившегося на переход в «Росрыболовство» на фоне уголовного преследования его заместителя Юрия Кузнецова. Скандальные истории по поводу распоряжения землёй и стремительным накапливанием долгов за её аренду должны, рано или поздно, закончится кадровыми решениями. Также как и скандалы вокруг управления потребительского рынка мэрии.

Работа начальника управления Виталия Витухина запомнится двумя инициативами – передать городские бани в концессию частным операторам и переделить погребальный рынок в пользу МКУ «Ритуальные услуги» и дружественных юрлиц. Оба выбранных пути оказались настолько тернисты, что скандалы сопровождают практически каждый шаг и неизменно заводят в суд. В январе в Центральном районном суде начались разбирательства по первому иску о восстановлении в должности бывшего сотрудника МБУ «Банное хозяйство «Сибирячка», управляющее 10 городскими банями. В последнем квартале 2018 года новый директор предприятия Виктор Таракин, поставленный Витухиным, провёл серию увольнений, законность которых теперь оспаривается в суде, и уже есть результаты: первая инстанция на стороне работников «Сибирячки». Обращения с просьбой защитить коллектив направлены мэру и спикеру горсовета Дмитрию Асанцеву.

Скандалы вокруг «Сибирячки» тянутся больше года, с декабря 2017-го, когда Витухин уволил бывшего директора Ивана Кравченко. Коллектив заступался за руководителя, обращаясь к первым лицам города и области, но безуспешно. В вину Кравченко тогда поставили промедление с подготовкой передачи муниципальных бань в концессию. И вот прошёл год. «Флагманский» проект Витухина – переданная в 2017 году в концессию «Сандунам» муниципальная баня на Каменской – по-прежнему в героях судебных разборок. Продолжается спор между концессионером и региональной инспекцией Госстройнадзора, до сих пор отказывающейся выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

На таком фоне призывы работников муниципального банного хозяйства не спешить с концессиями кажутся логично. Тем более, раз экономические аргументы выглядят спорно. Например, баня №8 под муниципальным управлением приносила в бюджет 3 млн прибыли, а после перехода в концессию – лишь 870 тысяч. В руки частников торопились передать самые прибыльные бани, что, неудивительно с точки зрения коммерсантов – зачем предпринимателю заведомо убыточные, невыгодно расположенные объекты? Но здесь есть и важная социальная составляющая – бани объективно востребованы горожанами с низким доходом. Частная концессия подразумевает изменение порядка и стоимости «социального» обслуживания. Если к протестам работников муниципальных предприятий прибавятся голоса возмущённых посетителей, резонанс проблемы изменится в одночасье.

Тем временем, продолжается судебное развитие событий и в плоскости передела ритуальной сферы. 22 января Верховный суд РФ вынес определение по жалобе мэрии Новосибирска на решение, которым предписывалось МКУ «Ритуальные услуги» устранить нарушения закона о конкуренции, прекратив совмещать функции муниципального и коммерческого учреждений. Высшая судебная инстанция страны оставила в силе вердикт Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, которым в октябре новосибирское МКУ, созданное для бесплатного обслуживания горожан, было лишено права зарабатывать на коммерческих услугах. Витухин не скрывал недовольства этим решением и публично обещал его обжаловать.

Теперь в истории должна быть поставлена точка. Следом встаёт вопрос о работе на площадях МКУ коммерческих фирм. В основном речь про филиалы ООО «Ритуальное хозяйство», собиравших деньги горожан, обратившихся в муниципальную организацию. В здании на Потанинской 42/1 это ООО без конкурса занимало площади муниципального учреждения до 2017 года, несмотря даже на отсутствие договора аренды. Вопрос его заключения решался в арбитражном суде: Витухин и его начальство были в курсе сложившейся коллизии. Но, вместо того, чтобы настаивать на освобождении площадей, чиновники почему-то пытались разыграть беспомощность в этом вопросе. Схема взаимодействия «Ритуальных услуг» с дружественными юрлицами давно не секрет: общественники проявили её путём ловли «чёрных агентов» через контрольные покупки.

Проигранные суды и по банному, и по ритуальному направлениям говорят о сомнительной легитимности инициатив Витухина. Если оценка экономической эффективности его трудов выявит ущерб для муниципалитета, вопросы к чиновнику будут уже в другой плоскости, с более скандальными последствиями, масштаб и риски которых мэру было бы полезно оценить уже сейчас. До того, как они начнут портить ему предвыборную кампанию.