Виктор Игнатов: Самовыдвижение позволило бы Локтю стать фигурой согласия

В интервью ЦДЖ замруководителя межрегионального координационного совета «Единой России» по СФО, депутат Госдумы Виктор Игнатов рассказал о видах на кампании 2019-2020 годов. В том числе, может ли пакт Травникова-Локтя сохраниться на выборах депутатов.

— Какие значимые кампании МКС «Единой России» будет вести в Сибири в 2019 году?

— В Сибирском федеральном округе будет несколько масштабных кампаний. Это выборы высшего должностного лица республики Алтай, поскольку у действующего руководителя в сентябре истекает срок полномочий. Также пройдут выборы в Эл Курултай – Государственное собрание республики Алтай. В сентябре будут выборы депутатов Верховного Хурала республики Тыва. Самой тяжёлой для ЕР в 2019 году в Сибири станет кампания по выборам городской Думы Иркутска. Фактически это и выборы мэра областной столицы, поскольку его избирают из числа депутатов. А в 2020 году будут выборы высшего должностного лица Иркутской области, результат которых значительно зависит от результата выборов нынешнего года в Иркутске. Кроме того, в сентябре 2019 года пройдут выборы мэров крупных городов региона – Братска, Усть-Илимска, которые тоже повлияют на губернаторские выборы.

Что касается выборов мэра Новосибирска, то, исходя из договорённостей между Андреем Травниковым и Анатолием Локтем, «Единая Россия», вероятно, пропустит их, мобилизовавшись для более масштабной кампании по выборам в Законодательное собрание и Совет депутатов Новосибирска в 2020 году. Обратите внимание, насколько значительно увеличилось представительство депутатского корпуса в президиуме новосибирского политсовета по итогам конференции 29 января. Половина из 12 вновь избранных это представители заксобрания и горсовета. Из 35 членов президиума они составляют уже 19 человек, больше половины. А президиум при этом получил новые оперативные полномочия. Партия понимает, что скелетом предвыборной работы в области является депутатский корпус.

— Как, на ваш взгляд, на ближайшей сессии горсовета решится вопрос поправки к уставу Новосибирска о возвращении второго тура выборов мэра?

— Думаю, что поправка провалится, потому что для изменения устава нужно две трети голосов. То есть, не менее, 34. Поскольку Локоть заявил, что он против, его поддержат 12 депутатов от фракции КПРФ. В этой ситуации набрать 34 голоса без решения ЕР о консолидированном голосовании просто невозможно. Потому что во фракции разные мнения. В ближайшее время не запланировано никаких мероприятий, подразумевающих возможность для принятия решения о консолидированном голосовании единороссов по данному вопросу. Следовательно, голосование будет свободным, а это значит, что останется существующая модель выборов в один тур. Это существенно повышает шансы Локтя на переизбрание. Внимание к выборам мэра со стороны разных организаций будет высоким. Думаю, будет много кандидатов, которые растянут голоса между собой. Чем больше будет участников, тем выше шансы Локтя. За счёт коммунистического электората и административного ресурса он сможет спокойно переизбраться на новый срок, при поддержке губернатора и отсутствии соперника от ЕР.

— Возможен ли для Новосибирска сценарий замены мэра на сити-менеджера?

— Для ЕР это был бы хороший сценарий, и нет сомнений, что в нынешних условиях именно у Локтя был бы самый лучший шанс сохранить власть, сменив должность. Но, насколько мне известно, Анатолий Евгеньевич считает такой вариант неприемлемым. И его точку зрения разделяет большая часть новосибирской общественности, так что в обозримой перспективе даже подступаться к такому сценарию нецелесообразно.

— А если бы Локоть пошёл на выборы самовыдвиженцем?

— Самовыдвижение стало федеральным трендом для руководителей, претендующих на статус фигур согласия. В прошлом году Александр Бурков пошёл на выборы губернатора Омской области как самовыдвиженец, будучи членом «Справедливой России». Это дало возможность другим политическим силам либо поддержать его, либо не выставлять своих кандидатов. В том числе, Буркова поддержала ЕР, он набрал более 80% голосов и стал для региона консолидирующей фигурой. Тот же Олег Кожемяко, будучи членом ЕР, пошёл на выборы в порядке самовыдвижения, и КПРФ не стала выдвигать против него кандидата при повторных выборах в Приморском крае. В 2019 году кандидаты в губернаторы нескольких регионов также будут избираться как самовыдвиженцы. На мой взгляд, выборы мэра не должны быть так политизированы, чтобы обязательно идти на них под флагом партии. Это больше хозяйственная должность. Решение будет принимать, конечно, Локоть. Но я бы только приветствовал, если б в Новосибирске градоначальник шёл на выборы в порядке самовыдвижения, чтобы политические предпочтения и партийная окраска ушли на второй план, поскольку основное здесь – хозяйственные функции. Самовыдвижение без жёсткой партийной привязки позволило бы Локтю стать консолидирующей фигурой. Политическая полемика будет заслонять обсуждение объективных городских проблем. А именно к ним должно быть главное внимание.

— Может ли пакт Травникова-Локтя распространиться на выборы 2020 года в части согласования округов?

— В нынешних трудных экономических условиях и при наметившемся тренде на консолидацию общества вокруг губернатора и правительства региона это не самый плохой вариант, если мы мирным эволюционным путём достигнем компромисса с КПРФ и другими политическими силами по ряду округов. На мандаты будет претендовать масса самовыдвиженцев и представителей непарламентских партий. Будут и совсем одиозные личности. Каким образом они в случае успеха будут распоряжаться властью? Я бы поостерёгся экспериментировать.

Избирателям на уровне заксобрания и горсовета – особенно в части одномандатников – по большому счёту, всё равно, от какой партии депутат. При условии, что он активно работает, приносит пользу, частично подменяя функции исполнительной власти — где-то детскую площадку поставит, где-то подъезд отремонтирует, хотя это не депутатские функции. Для нормальных депутатов на округах в порядке вещей оказывать прямую помощь малоимущим, организовывать культурные, спортивные мероприятия, помогать школам и так далее. Исходя из этих дел, и оценивается их эффективность, а не по партийной принадлежности, лозунгам и декларациям. Если депутат полезен избирателям, почему бы не создать ему более комфортные условия для переизбрания на новый срок, даже если он из конкурирующей партии? Нынешний состав заксобрания на практике показал полезность. Если в подавляющем большинстве люди переизберутся, или изберутся такие же, как они, от этого все выиграют. Ради такой цели возможны межпартийные договорённости.

— Что вы думаете про обсуждаемые возможности обновить расклад перед выборами в заксобрание за счёт изменения численности депутатов или поменяв соотношения между одномандатниками и списочниками?

— В сравнительно недавнем прошлом мы уже меняли и численность, и соотношение. Сейчас структура заксобрания чётко соответствует нормам федерального законодательства и работает с высокой эффективностью. Предпосылок для изменения численности я не вижу. Кроме того, для этого нужно было бы менять Устав области, а это непростая процедура. Что касается соотношения списочников и одномандатников, это довольно гибкий параметр, остающийся на усмотрение действующего депутатского корпуса, при условии соблюдения федеральной нормы, что списочников должно быть не менее 25%. Буквально на этой неделе в ряде субъектов депутаты изменили соотношение с 50% до 25% в пользу одномандатников. До выборов в наше заксобрание ещё полтора года есть, так что времени на обдумывание и принятия решений у депутатов предостаточно, это их полномочия.