Болеть за чемпионат-2023 нужно уже сейчас

Строительство новой ледовой арены отклоняется от плана по структуре и срокам. На фоне проблем с финансированием станции метро «Спортивная» обостряется вопрос – реально ли подготовить инфраструктуру к МЧМ-2023 или придётся уступить чемпионат Омску.

В начале октября Федерация хоккея России официально одобрила заявку Омска на проведение части матчей молодёжного чемпионата мира 2023 года. Изначально планировалось, что чемпионат пройдёт в Новосибирске. Этот проект родился при губернаторе Владимире Городецком, а после того, как два года назад регион возглавил Андрей Травников, МЧМ-2023 стал эдаким нацпроектом областного масштаба. Тем временем, в Омской области тоже сменился глава. Новый губернатор Александр Бурков ухватился за идею получить хотя бы часть чемпионата и нашёл поддержку в Международной федерации хоккея. Новосибирские власти спорить не стали. Поэтому до сих пор в кулуарах спорят, что это было? То ли новая омская власть сумела показать недюжинный ресурс, то ли подготовку к чемпионату осознанно разделили между двумя регионами: если не справится один – подстрахует другой.

Общая беда Новосибирска и Омска – отсутствие арены, достойной столь крупных международных соревнований. И непонятно, у кого стартовые позиции печальней. Новосибирские уровни и ветви власти больше года спорили о том, как строить новую арену в пойме Оби на левом берегу, и строить ли именно там. Много времени потеряли. А омские власти потеряли ещё и деньги, построив арену, непригодную к эксплуатации. Так что, дав обязательство построить новый ледовый дворец спорта к МЧМ-2023, Бурков был вынужден начать со сноса «Арены Омск», недавно принятой в эксплуатацию.

Омская власть в подготовке к МЧМ опирается на «Газпром». Новосибирские власти вроде бы сумели тоже привлечь к строительству арены компанию федерального масштаба – холдинг СДС Михаила Федяева. Олигарх, сделавший состояние в Кузбассе, серьёзно мотивирован угодить областному руководству. Его интерес – «зелёная улица» в освоении земель бывшего аэропорта Северный, где сейчас практически невозможен никакой девелопмент из-за разнообразных ограничений. Источники в областном правительстве и мэрии утверждают, что по бюрократической вертикали уже прошла команда помогать структурам СДС, расчищать административные подходы к закрытому аэродрому. Насколько этот импульс адекватно отражается на стройплощадке ЛДС?

Строительство будущей арены видно невооружённым глазом горожанам, путешествующим между берегами на метро или по Октябрьскому мосту. А что, собственно, видно? Гигантскую территорию зачистили от деревьев и кустов. Несколько месяцев туда завозили песок. Теперь вроде как забивают сваи. Процесс идёт – это обывателю видно. А по плану ли идут дела, этого обыватель не знает.

Коллеги из Тайги.инфо с конца весны обращали внимание на нестыковки планов и реальности в доставке песка, необходимого в гигантском объёме, чтобы поднять уровень площадки под ЛДС на 5 метров. Изначально утверждённая идея доставлять песок нужной кондиции по реке из Омской области оказалась несбыточной. Пришлось возить его грузовиками по новосибирским дорогам, чего властям хотелось избежать. Кроме того, в ответе на запрос Тайги.инфо правительство признало необходимость внесения изменений в проект арены из-за снижения крупности закупленного песка. Чиновники утверждают, что на качестве строительства это не отразится. «Арену Омск», кстати, тоже строили весьма уверенно, а потом у неё треснул фундамент.

Страховку от омского коллапса новосибирские чиновники видят в использовании буронабивных свай, которые сейчас сооружают на площадке. Эта непростая и довольно дорогая технология применяется на болотистых, водянистых почвах. То есть, вполне подходящая для поймы реки, где есть риск подтоплений. Такие сваи не забивают – бурят скважины и заливают бетоном с арматурой. На площадке работают три установки, люди трудятся каждый день. Но ровно день нужен для каждой сваи. В общем, до Нового года по плану их должно быть сооружено 1200. А по факту сегодня гораздо меньше, и расчёты чиновников показывают, что со скоростью 3 сваи в день план не выполнить. 

Судя по отсутствию паники в офисе Федяева и в местном правительстве, ответственные лица считают, что ситуация полностью под контролем. На фоне месячника тревожных новостей по «Спортивной» сомнения насчёт ЛДС ушли в тень. Напомним, что федеральные власти исключили из бюджета-2020 софинансирование новой станции новосибирского метро. А, по мнению местных властей, без ввода «Спортивной» новая арена не будет адекватно востребована. Ну и сразу было ясно, что без федеральных денег станцию не вытянуть. Сейчас областное и городское руководство занимается словесными интервенциями, обещая приложить максимум усилий и убедить-таки Москву раскошелиться. Фактически же пришлось отменить конкурс на строительство станции ценой 2,6 млрд рублей. Из-за нехватки денег лот разбили на этапы. На этой неделе конкурс на подготовку стройплощадки ценой 376 млн рублей был признан несостоявшимся из-за того, что участники отказались снижать цены. По закону, контракт должен достаться ООО «Строительная компания «Градопроект», первой подавшей заявку. Посмотрим, что будет по факту.

Сейчас только это и остаётся, что говорить «посмотрим». Выступать с официальными оценками состояния крупных проектов навстречу МЧМ-2023 эксперты пока отказываются. В кулуарных же разговорах об отставании драматизм прибавляется с каждой неделей. Если летом обсуждались притязания Омска на второстепенные матчи чемпионата, сейчас в истеблишменте допускают смену модели: соседний регион получит плей-офф и финальные матчи, а Новосибирску достанется групповой турнир. Если всё-таки успеем с ареной и прочей инфраструктурой. Или «Газпром» купит чемпионат на корню? СДС при этом в накладе не останется, если успеет решить главные вопросы по «Северному» до того, как характер отставания по арене станет явно критическим.

Другие новости