Новый тариф на мусор опять планируют без инвестиций

Инициатива компании «Экология-Новосибирск» поднять тариф на вывоз мусора на 31,8% стала новым поводом для претензий к регоператору и смазала позитивный эффект от новости о разморозке концессии по строительству сортировочных заводов. Впрочем, судьба концессии всё равно остаётся неопределённой.

На дворе осень, но многие горожане до сих пор не понимают, почему с 1 января за вывоз мусора приходится платить существенно больше, а качество услуги осталось тем же. В сентябре выяснилось, что среди недоумевающих есть и депутаты Законодательного собрания. Комитет по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам устроил пристрастный распрос министру ЖКХ Денису Архипову и гендиректору «Экологии-Новосибирск» Ларисе Анисимовой. Парламентарии пытали гостей, что можно сказать избирателям в оправдание за рост цен на вывоз мусора. Как аргумент, сошло бы строительство новых мусоросортировочных заводов. Но об этом приглашённые не смогли сказать ничего определённого. Лишь руководитель областного департамента по тарифам Гарей Асмодьяров констатировал, что в тарифе регоператора нет инвестиционной составляющей.

То есть, рост цен на вывоз мусора значит лишь одно: горожане стали платить больше, чтобы компенсировать расходы на нерентабельную транспортировку твёрдых коммунальных отходов в районах области.

При этом Анисимова обратила внимание участников обсуждения, что регоператор за свой счёт взялся закупать новые контейнеры в несметном количестве, хотя средства для этого будут включены в тариф лишь со следующего года. Тренированный слух должен был услышать в этих словах анонс грядущего роста стоимости услуги. Но насколько? На прошлых выходных депутат новосибирского горсовета Александр Бурмистров нашёл на сайте департамента по тарифам заявку «Экологии-Новосибирск», предусматривающую подорожание сразу на 31,8%.

Публикация этой цифры спровоцировала вал критических комментариев в соцсетях. Несмотря на уточнения, что из-за перемен в законодательстве из тарифа в 2020 году должен будет исчезнуть НДС, и что конечный размер повышения определяет всё же не инициатор, а департамент Асмодьярова, общественность в подавляющем большинстве вовлечённых показала глубокое возмущение.

Обратим внимание, что запрошенный на следующий год тариф даже в исходной, максимальной величине, не включает ни копейки на инвестиции. По закону регоператор должен был предоставить регулятору инвестпрограмму-2020 до 1 сентября. На тот момент не было никаких существенных подвижек по концессии, в рамках которой «Экология-Новосибирск» планирует построить два современных МСЗ в новосибирской агломерации. Поэтому нечего было и представлять.

На уровне «словесных интервенций» картина вокруг концессии оживилась две недели назад. Вместе с Кириллом Гапеевым, новым гендиректором группы «ВИС», включающей «Экологию-Новосибирск», в сибирскую столицу прибыл руководитель «Российского экологического оператора» Денис Буцаев. Гостей принял губернатор Андрей Травников, заявивший по итогам совещания о возможности подписать дополнительное соглашение о разморозке мусорной концессии. При этом глава региона уточнил, что местоположение одного из заводов будет изменено. Речь идёт про территорию возле Раздольного, где проект строительства мусорозавода встретил сопротивление администрации аэропорта НАПО имени Чкалова, экологов и общественников.

ОК, а что же с прочими условиями, требующими корректировки концессионного соглашения, подписанного ещё в 2016 году? Полигон в Раздольном был лишь одним из камней преткновения. В резюме рабочей группы из чиновников, депутатов и экспертов, разбиравшей концессию, указано, что срок соглашения должен быть сокращён, а стоимость оборудования снижена. В оценке последнего пункта минЖКХ и «Экология-Новосибирск» до сих пор расходились на 900 млн. Может, участие «Российского экологического оператора» в проекте способно закрыть финансовую брешь? Которая, кстати, уже не только виртуальна.

Как на заказ перед приездом Буцаева и Гапеева регоператор проиграл суд ООО «ТЭС», взыскавшему более 90 млн рублей за подведение электричества к площадке в Раздольном, выполненное более 3 лет назад. Ранее руководство «Экологии-Новосибирск» оценивало свои вложения в подготовку участка, вызвавшего столько споров, в более чем 200 млн рублей. Кто будет компенсировать эти затраты – «ВИС» или правительство?

Ирония ситуации в том, что сейчас и правительство, и регоператор, и даже ряд депутатов считают, что вопрос по второй (левобережной) площадке для МСЗ решён безапелляционно – она расположится в Верх-Туле. Между тем, для такой уверенности нет оснований. По большому счёту, жителей посёлка ещё не спрашивали насчёт их мнения о соседстве с полигоном. Проекта завода нет, поэтому как бы и спрашивать на публичных слушаниях пока не о чем. Хотя нет сомнений, что местная общественность будет против (где бы она была за?). Есть основания и для экологических протестов из-за стратегической водной линзы под Верх-Тулой. Самое критичное, что нет согласования авиаторов: добро на строительство полигона должны дать гражданская и военная администрации Толмачёво. Верх-Тула это зона, где часто летает боевая техника, и орнитологические риски будут оценивать максимально жёстко.

Вопросов по перспективе разморозки концессии ещё много, а рассказывать о ней предстоит меньше, чем через месяц. Заксобрание пригласило министра Архипова отчитаться по поводу происходящего и о будущем в сфере оборота ТКО на сессии в конце ноября. Депутаты рассчитывают вооружиться доводами в пользу продолжения мусорной реформы. Политиков разочарует, если предметный разговор пойдёт лишь о новом повышении тарифа, который и так многие считают задранным без достаточных оснований.

Другие новости