Успехам «Новосибирскавтодора» не хватает малого

Концепция ремонта областных дорог должна пройти антимонопольную проверку. Малые компании обратились с жалобами на укрупнение контрактов в ФАС и к врио губернатора.

Недавно назначенному начальнику Территориального управления автодорог Новосибирской области Михаилу Чуманову предстоит обосновать целесообразность укрупнения лотов на торгах для дорожников. В областное управление ФАС на имя начальника Сергея Гаврилова поступила жалоба ООО «СТАВР» на действия ТУАД по поводу опубликованного плана закупок на 2018 финансовый год и на плановый период 2019-2020 годов с изменениями от 20.03.18, из которого «прямо следует незаконное объединение/укрупнение лотов закупок, которые отсутствовали в более ранней версии плана» (копия жалобы есть в распоряжении редакции). Речь идёт про три укрупнённых лота на 249, 360 и 237 млн рублей.

В лотах объединены работы в разных районах области. Ладно бы соседних. Но в одном и том же лоте объединены заказы, например, по Болотнинскому, Сузунскому и Доволенскому районах, расположенных в разных направлениях от Новосибирска и весьма далеко друг от друга. В другом лоте вместе Барабинский и Карасукский районы. «ГКУ НСО ТУАД сочло возможным объединить в один лот работы по ремонту/реконструкции/планово-предупредительному ремонту автомобильных дорог и сооружений на них в различных районах Новосибирской области, которые ни функционально, ни технологически друг с другом не связаны. Полагаем, что данные действия являются грубым и существенным нарушением ст. 17 Федерального закона №135 «О защите конкуренции», – указано в жалобе.

Действительно, пункт 3 статьи 17 закона запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов путём включения в лоты товаров, работ и услуг, технологически и функционально не связанных с тем, что, собственно, необходимо исполнить по контракту. Следствием действий ТУАД авторы жалобы считают фактическую координацию возможных участников закупки, которая выражается в ограничении по финансовому, территориальному и иным признакам субъектов, способных принять участие в торгах.

Кроме того, укрупнение лотов приводит к росту цены контракта, а значит, и к увеличению стоимости обеспечения его исполнения. Вход становится дороже, и, таким образом, малый бизнес, неспособный замораживать столь существенные оборотные средства, оказывается вытесненным на обочину. Заявитель относится как раз к малому бизнесу. Жалоба содержит правовое обоснование, подтверждённое сформированной судебной практикой по аналогичным спорам с участием ФАС. Поэтому руководство и учредители ООО «СТАВР» рассчитывают на возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и последующего исправления плана закупок ТУАД, чтобы у малого бизнеса вновь появилась возможность побороться за дорожные подряды.

Одновременно малые дорожники, в числе которых «СТАВР», ООО «Восход», ООО «СТРОЙСОЮЗ», ООО «СТРОЙКОМ», ООО «КМС-Строймонтаж», ООО «Тех-Сервис» и ряд индивидуальных предпринимателей обратились с письмом к врио губернатора Андрею Травникову. «На протяжении многих лет работы мы зарекомендовали себя как добросовестные подрядчики. В наших организациях сформированы профессиональные коллективы дорожных работников и специалистов общей численностью свыше 300 человек, имеется более 100 единиц специальной дорожной техники, – написано в письме. – Однако, наши предприятия в 2018 году могут разориться и обанкротиться, специалисты остаться без работы, а наши семьи – это более 3000 человек, без средств к существованию».

Проблема в той же тенденции к укрупнению лотов. «В настоящее время ГКУ НСО ТУАД готовит лоты для размещения аукционной документации по освоению денежных средств, выделенных на планово-предупредительный ремонт, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог, объединяя все заказы в несколько крупных лотов. В связи с таким объединением лотов наши организации просто не смогут принять участие в проводимых в 2018 году торгах в связи с отсутствием технической возможности выполнения требований об обеспечении исполнения контракта, в том числе, и в виду невозможности подтверждения опыта исполнения контрактов на такие суммы», – сообщили Травникову авторы письма. Они также ссылаются на федеральный закон «О защите конкуренции» и напоминают, что Президент Владимир Путин «неоднократно отмечал значимость развития малого и среднего предпринимательства как не только одного из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения её устойчивости, но и в целом успешного движения страны вперёд».

Реакция Травникова на просьбу малых дорожников не допустить устранение конкуренции пока неизвестна. Известно, что тенденция к укрупнению лотов на дорожных торгах наметилась до того, как он занял пост врио губернатора. Крупнейшее дорожное предприятие региона – ОАО «Новосибирскавтодор» – может позволить себе обеспечение самых крупных подрядов. При этом зачастую работы выполняются другими организациями. «Новосибирскавтодор» получает процент за генподряд. Таким образом, малые предприятия, неспособные соответствовать условиям тендеров ТУАД, вынуждены устраиваться на субподряд с потерей в доходе из-за комиссии посредника. На политическом уровне эта ситуация до сих пор острых вопросов не вызывала. Директор «Новосибирскавтодора» Дмитрий Пингасов входит в региональный политсовет «Единой России». Его бывшая помощница Елена Тырина является заместителем председателя комитета по транспортной политике Законодательного собрания. Возглавляет комитет Фёдор Николаев, в недавнем прошлом директор «Новосибирскавтодора».

Обеспечить баланс между интересами разнокалиберных подрядчиков в дорожной отрасли всегда считалось тонким искусством. Талантам Чуманова, недавно перешедшего в ТУАД из «Газпромнефти», по-видимому, ещё только предстоит раскрыться, иначе отрасль будут лихорадить скандалы. Пока же остаётся ожидать реакции, вступятся ли врио губернатора и ФАС за малый дорожный бизнес.

Другие новости